Пресса

17 апреля 1949

«Вечерний Ленинград»

О концерте 13 апреля 1949 в БЗФ

Выдающийся творческий успех

Концерт лауреата Сталинской премии Балиса Дварионаса Ленинградской филармонии

Среди тринадцати советских композиторов, удостоенных Сталинских премий за произведения, созданные ими в 1948 году, наряду с представителями великого русского народа есть немало деятелей музыкального искусства союзных республик.

Основываясь на славных традициях русской классической музыки и обогащая свое искусство мотивами народного творчества, композиторы Украины, Литвы, Азербайджана, Армении, Эстонии, Таджикистана и Казахстана создали в прошлом году значительные, самобытные произведения.

Одно из них — концерт для скрипки с оркестром заслуженного деятеля искусств Литовской ССР композитора Б. Дварионаса, исполненный на-днях в Большом зале Ленинградской филармонии скрипачом А. Ливонтом и симфоническим оркестром под управлением автора. За это произведение композитору присуждена Сталинская премия первой степени.

Инструментальный концерт принадлежит к сложным жанрам музыкального искусства. Лежащий в его основе принцип творческого взаимодействия между солистом-виртуозом и оркестровым коллективом требует от композитора ясности, четкости и разнообразия выразительных средств, яркости мелодий, сочности красок.

Скрипичный концерт Б. Дварионаса является образцом именно такой трактовки этого жанра. Созданное на основе народных литовских танцев и песен, это произведение рисует картины сегодняшней советской Литвы, думы и чувства ее людей. Мужественная сила, благородная простота и жизнерадостность являются его отличительными чертами.

В концерте привлекает яркость музыкальных образов, обилие напевных, мелодических эпизодов. Как одна мелодия необ’ятной шири, напоминающей о просторах Родины, звучит вся вторая часть концерта. Обаятельное впечатление производят также лирические мелодии первой и особенно третьей частей.

Композитор полно и разносторонне использовал теплоту и выразительность звучания скрипки. Широко использованы и виртуозные возможности этого инструмента. Они раскрыты более всего в первой и третьей частях концерта, особенно в развитии основных музыкальных образов бодрого танцевального характера. Эти музыкальные образы родственны друг другу не только по общему характеру, но и по мелодическому содержанию. Таким образом, композитор достигает большой цельности музыкальной драматургии произведения, спаянности его формы и содержания.

Несомненным достоинством концерта является его инструментовка — своеобразная, изобретательная, красочная. Симфонический оркестр Ленинградской филармонии отлично передал эту интересную партитуру.

Б. Дварионас создал значительное, оригинальное, содержательное произведение, обогатившее советское музыкальное искусство.

Слушатели концерта тепло приветствовали лауреата Сталинской премии, солиста A. Ливонта и заслуженный коллектив республики — симфонический оркестр Филармонии, разделивший с автором творческий успех.

Д. Львов



Другие материалы

18 мая 1961

«Вечерний Ленинград»

О концертах 15 и 17 мая 1961 в БЗФ
23 мая 1961

«Вечерний Ленинград»

О концертах 19 и 21 мая 1961 в БЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»