Пресса
«Вестник театра и искусства»
О концерте 12 января 1922 в БЗФКонцерт Государственной капеллы
<…>
…концерт Государственной Филармонии 12 января следует назвать выдающимся; программа его была посвящена истокам русского хорового пения.
Самый вид эстрады, украшенной „халдейской пещью” на фоне архитектурного церковного мотива, чинный выход хора, занимавшего в тишине свои места, сравнительно небольшое количество слушателей, особенных, незаметных на симфонических концертах, наконец, обращение руководителя хора к слушателям с просьбой не аплодировать, так как в эпоху исполняемой музыки не было этого обычая – все это создавало совершенно особое благолепие и тишину и располагало к восприятию тайн искусства.
„С нами Бог”, „В Чермнем море”, „Вечери твоея тайные” – древнейшие песнопения знаменного распева. <…> Три пьесы „неизвестных авторов”, и каждая, в своем роде перл, говорит об огромном даровании их творцов. Особенно выделяется двенадцати-голосный концерт XVIII века, „Днесь ад вопиет” <…> Любопытен, но несколько растянут, „Певчий календарь” Симеона Полоцкого с музыкой дьяка Титова, композитора XVII столетия.
Закончился концерт исполнением „Пещного действа” (неизвестного автора) <…> Незатейливые попытки действия, как нельзя лучше отвечали примитивной музыке „действа”. Большой похвалы и благодарности заслуживает М. Г. Климов за выбор и прекрасное исполнение программы, которую следовало бы повторить. Нельзя не упомянуть о красивом голосе (бас) и спокойной, благородной манере пения артиста Леванды, исполнявшего партию протодиакона. Хор обнаруживает высокую артистическую дисциплину: нет крика, слова ясны, гармонии стройны, дышут вместе. Во всем этом чувствуется почтенный труд прекрасного музыканта М. Г. Климова.
М. Бихтер