Пресса
«Вечерняя Красная газета»
О концерте 8 октября 1924 в БЗФ
<…>
Для первых двух симфонических концертов был приглашен скрипач Сигети. На его выступлении и сосредоточивался интерес открытия. Сигети исполнил концерт Брамса (и на bis без сопровождения сыграл сицилиану Баха и этюд Паганини). Очень красивый, хотя и не отличающийся глубиной и силой выражения тон, поразительно ясная и точная, я бы сказал, светлая интонация – вот основные приятные качества игры артиста. Ими он привлекает, но не внушает и не убеждает. Для внушения ему недостает властного волевого акцента в исполнении и могучего охвата: его фразировка построена на коротких линиях, красиво звучащих, но неглубокого рельефа. Неглубокого и неровного: течение звуков – волнообразно и за каждым моментом нажатия следует заметное дрожание. Это не нарочитая вибрация виртуоза, рассчитывающего на дешевый эффект, а своеобразное, видимо, органическое свойство Сигети, свойство, которое раскрывает психологически интересный процесс исполнения.
При наличии крайне нервного конвульсивно-трепетного темперамента, вызывающего уклон в сторону, противоположную суровой сосредоточенности и глубокой выдержки, тем не менее мастерство артиста направлено, именно, на выработку спокойствия и четкости в звучании.
<…>
Остальная часть программы открытия была посвящена Бетховену (увертюра „Леонора № 3“ и Пятая симфония). Вновь приглашенный дирижер Бердяев в своей трактовке не обнаружил ни изобретательности в отделке деталей, ни убедительности, ни расчетливости в развертывании целого. Встречались отдельные моменты, удачно хорошим звуком сыгранные, но не было ни впечатления роста формы, ни бетховенского поэтического целеполагания. У Бердяева миг идет за мигом, мотив влечет мотив, а фраза — фразу, при чем сильные доли упорно нажимаются и «тактовый костяк» выпирает наружу. Такая маршеобразная детализация быстро утомляет слух, а главное, она затушевывает органическое движение линий и мешает охвату крупных ритмических единиц. Получается впечатление бесцельного хода от момента к моменту, т. е. просто-на-просто импровизация, но лишенная прелести неожиданности. Надо думать, что в произведениях, менее использованных дирижерами, Бердяев покажет свое дарование с большей проникновенностью и проницательностью.
Игорь Глебов