Пресса

26 октября 1949

«Вечерний Ленинград»

О концертах 8, 9 и 15 октября 1949

[Второй – в Консерватории]

Два концерта

1. В Филармонии

В программе — произведения советских композиторов

Ленинградская филармония начала свой 29-й концертный сезон.

Отрадно отметить возрождение в новом сезоне активной пропаганды творчества советских авторов. Это тем более ценно, что художественное руководство Филармонии вступило на путь показа произведений молодых композиторов. Такой курс надо от души приветствовать, ибо смелое выдвижение молодых талантливых художников-исполнителей и композиторов поможет развитию советской музыкальной культуры.

В первом же концерте, наряду с произведениями корифеев русской симфонической классики — Второй (богатырской) симфонией А. Бородина и торжественной увертюрой «1812 год» П. Чайковского, была исполнена былина для голоса и симфонического оркестра «Сон Степана Разина». Написанное в задушевных, теплых тонах, это произведение Галины Уствольской было тепло принято слушателями. Е. Мравинский, отлично дирижировавший оркестром, ярко раскрыл образы былины.

Линию демонстрации советских произведений продолжил дирижер К. Симеонов, выступивший в нескольких концертах Филармонии. Под его управлением были исполнены: симфоническая поэма композитора А. Муравлева «Азов-гора» и сюита для симфонического оркестра Л. Книппера «Солдатские песни».

Воспитанник Ленинградской музыкальной школы-десятилетки, окончивший затем Московскую консерваторию по классу профессора Ю. Шапорина, А. Муравлев является одним из талантливых представителей советской композиторской молодежи. Его музыка ясна и пластична, хорошо воспринимается слушателями.

Поэма «Азов-гора» написана композитором по мотивам сказа П. Бажова «Дорогое имячко». По старинному уральскому поверью в давние времена Азов-гора скрыла в своих недрах от злых людей неисчислимые сокровища — золото, драгоценные камни и девицу несказанной красоты. Эти сокровища откроются только новым и сильным людям, борцам за счастье народа. И вот теперь Азов-гора раскрылась — отдала советским людям все свои богатства.

Этот красивый и мудрый народный сказ талантливо передан в музыке. Не все в ней достаточно образно и убедительно. Но в целом симфоническая поэма безусловно заслуживает внимания. Очень хорош по звучности оркестровой палитры образ самой Азов-горы — музыка сверкает разнообразными красками.

Центр развития поэмы — в борьбе со «злыми людьми». В этом разделе музыка достигает подлинного симфонического напряжения. Поэма завершается светлым апофеозом — победой «новых людей».

Сюита для симфонического оркестра Л. Книппера «Солдатские песни» состоит из четырех частей: «Конная», «Бивуачная», «Плясовая» и «Походная».

Музыка сюиты построена на мотивах современных песен Советской Армии. К наиболее удачным принадлежат первые две части — «Конная» и «Бивуачная», для которых композитор нашел выразительные краски. Две последние части страдают некоторым однообразием приемов.

Дирижер К. Симеонов проявил в этом концерте высокие профессиональные качества. Хорошее чувство ритма, умение постепенно и интересно развертывать перед слушателем исполняемое произведение позволяют отметить, что дирижерское дарование Симеонова растет. Исполнение во втором отделении концерта фантазии С. Рахманинова «Утес» и «Франчески да Римини» Чайковского было ярким и убедительным.

А. Дмитриев



Другие материалы

17 октября 1949

«Вечерний Ленинград»

О концерте 16 октября 1949 в БЗФ
19 октября 1949

«Вечерний Ленинград»

концерт не найден, МЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»