Пресса

8 ноября 1924

«‎Вечерняя Красная газета»‎

О концерте 5 ноября 1924 в БЗФ

Отто Клемперер

Ha-днях большой зал Филармонии был свидетелем внушительнейшей, давно у нас неслыханной овации, устроенной приехавшему к нам германскому гостю, дирижеру Отто Клемпереру.

Может быть со времени концертов С. Кусевицкого в филармоническом зале не было того единодушия и той горячности восторга, которые были проявлены в этот раз нашей концертной аудиторией, той бывалой, всегда немного слишком уравновешенной, с прохладцем и с ленцой по части рукоплесканий публикой, что обычно составляет кадры симфоническо-концертных слушателей.

И на этот раз это не были «бешеные», всегда искусственно подогретые истерической частью публики восторги пред модным виртуозом, не были аплодисменты, сорванные внешним блеском выступления или наружной импозантностью имени.

Выступил артист без широко известного нам имени, известный по наслышке лишь очень ограниченному числу лиц, следящих за западной концертной жизнью, — выступил в серьезнейшей, академически-замкнутой программе; в условиях нашего музыкального быта все эти предпосылки почти равносильны провалу.

А на лицо вот — огромный, единодушный, показательнейший успех, успех, красноречиво доказавший, что и у наших слушателей, в массе, пожалуй что, и совсем равнодушной к чистой симфонической музыке, есть еще «порох в пороховницах» и что делу пропаганды симфонической музыки еще не пришел окончательный, бесповоротный конец.

Клемперер — один из крупнейших дирижеров современности и, несомненно, большой, исключительно одаренный музыкант. Изумительная зрелость всех его толкований, завершенность и четкость выражения, внутренняя целесообразность его построений, несокрушимая логика динамического плана, большой внутренний, так сказать, центростремительный темперамент, огромное чутье оркестровой звучности, рачительное отношение к частностям при поражающем общем охвате целого — и все это — безо всякой позы, манерности, при необычайно скромном, простом до однообразия, жесте — вот, что останавливает на себе прежде всего внимание в дирижерском искусстве Клемперера.

Приезд Отто Клемперера — событие в нашей концертной жизни.
Концерт, в которой этот замечательный германский дирижер дал нам образцы исполнения Моцарта и Брамса, — одна из вех в нашем сезоне, отмежевывающая очередную грань в нашем музыкальном сознания.

Такие вечера незабываемы и незаменимы в деле поддержания организации общественного интереса к ценностям музыкальной культуры.
Не хочется верить, что из-за соображений материального свойства гастроли Отто Клемперера закончатся тем концертом, которым они начались!..

Н. Стрельников



Другие материалы

Ноябрь 1924

«Жизнь искусства» № 46

О концертах 1 и 2 ноября 1924 в БЗФ
Ноябрь 1924

«Жизнь искусства» № 47

О концерте 5 ноября 1924 в БЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»