Пресса

21 апреля 1951

«Вечерний Ленинград»

О концертах 13, 16, 17, 18 и 19 апреля 1951 в БЗФ

Музыкальное искусство венгерского народа

Политический и экономический под’ем в странах народной демократии сопровождается мощным расцветом культуры и искусства. Встав на путь социалистического строительства, народы этих стран получили возможности для всесторонней творческой деятельности. Широчайшие перспективы открылись и для развития национальной музыкальной культуры.

Громадное значение имеет творческая связь музыкальных деятелей Советского Союза и стран народной демократии. Взаимный обмен творческими достижениями в области искусства стал уже традицией.

Сейчас в Венгрии проводится месячник советско-венгерской дружбы. В Будапеште выступают Государственный ансамбль народного танца СССР и ряд выдающихся советских артистов. В это же время в Москве и других городах Советского Союза происходит широкое ознакомление нашей общественности с достижениями венгерского искусства.

Особый интерес вызвали концерты венгерских музыкантов — главного дирижера Будапештской государственной оперы лауреата премии имени Кошута Яноша Ференчика, выдающихся вокалистов и инструменталистов, а также Центрального ансамбля Венгерской Народной армии под руководством лауреата премии имени Кошута дирижера Золтана Вашархеи.

Взаимные связи русской и венгерской музыкальных культур возникли еще в середине прошлого столетия. Знаменитый Франц Лист — непревзойденный пианист и выдающийся дирижер — видел в передовой русской музыке ту великую силу, которая призвана сыграть решающую роль в развитии мировой музыкальной культуры. Он был убежденным и страстным пропагандистом творчества М. И. Глинки, а также других русских композиторов. Со своей стороны наши композиторы не раз обращались к венгерской народной музыке при воплощении своих творческих замыслов.

Музыкальное творчество венгерского народа богато и глубоко своеобразно. В его основе лежит многовековая национальная песенная культура. Песни венгерского народа, ярко образные, мелодически выразительные, являются творческим отражением его борьбы за национальное освобождение.

Музыкальное искусство молодой Венгерской республики переживает сейчас большой творческий под’ем. Передовые венгерские композиторы Сабо, Тардош, Кадош, Шаркези и другие, следуя примеру советских музыкантов, создают реалистические произведения, близкие и понятные народу, борются с буржуазными — формалистическими и космополитическими — влияниями. За последнее время этими композиторами написаны пьесы самых различных жанров, посвященные борьбе за мир и строительству новой жизни. Особое место занимают сочинения, написанные к 70-летию гениального зодчего коммунизма товарища И. В. Сталина.

Концерты венгерских артистов, состоявшиеся в Большом и Малом залах Ленинградской филармонии, привлекли внимание ленинградской общественности и прошли с большим успехом. Наряду с образцами венгерского музыкального творчества в программы концертов вошли выдающиеся произведения советских, а также русских дореволюционных композиторов. Характерно, что премии имени Кошута присуждены некоторым из венгерских артистов именно за исполнение русской классической и советской музыки: певцу Михаю Секею — за музыкально-сценическое воплощение эпических образов в народных драмах Мусоргского — Бориса Годунова и Досифея, а также Гремина в опере «Евгений Онегин» Чайковского, скрипачу Эде Затурецкому — за исполнение концерта Арама Хачатуряна.

Высокой оценки заслуживает вокальная культура венгерских певиц и певцов, носящая на себе печать национального своеобразия. Значительное место в репертуаре гостей занимают народные песни, исполняемые с большой любовью и яркой выразительностью. Красивый и легкий звук, гибкую подвижность голоса показала заслуженная артистка Венгерской Народной Республики лауреат премии имени Кошута Мария Дьюркович (колоратурное сопрано). Сочетанием лиризма с темпераментностью исполнения отличается артистическая манера солистки Будапештского государственного оперного театра Марии Матьяш (лирическое сопрано). С большим воодушевлением в контрастных по стилю ариях из «Князя Игоря» Бородина и «Похищения из сераля» Моцарта выступил народный артист Венгерской Народной Республики лауреат премии имени Кошута Михай Секей (бас). Солист Будапештской оперы Дьердь Мелиш (баритон) в яркой образной форме передал арию Шакловитого из «Хованщины» Мусоргского и монолог-арию из оперы «Банк-Бан» Ф. Эркеля.

Вдумчивым художником, свободно владеющим всеми выразительными средствами своего инструмента, предстала пианистка Анни Фишер. Игра скрипача Эде Затурецкого отличается высокой культурой, красотой звука, взволнованностью и сердечностью исполнения. Пьесы Корелли и Тартини, ария Баха и цикл музыкальных пьес Бела Бартока прозвучали под его смычком с подкупающей убедительностью. Менее удовлетворило выступление профессора Будапештской консерватории Иштвана Антала (концерт Листа в сопровождении оркестра), виртуозное и темпераментное, но не лишенное импровизационного оттенка.

В качестве дирижера симфонического оркестра выступил главный дирижер Будапештской Государственной опоры, лауреат премил имени Кошута Янош Ференчик. Под его управлением оркестр Ленинградской филармонии превосходно исполнил вариации на тему народной песни З. Кодаи и сюиту Ф. Сабо «Людош Мати». За написание этой сюиты композитору Сабо была присуждена премия имени Кошута.

Огромный успех у ленинградского слушателя имели выступления Центрального ансамбля Венгерской народной армии. Его репертуар состоит из массовых песен венгерских и советских композиторов, а также из многочисленных обработок народных песен. В горячую демонстрацию братской дружбы народов СССР и Венгерской Народной Республики вылилось исполнение ансамблем «Гимна демократической молодежи» А. Новикова.

Концерты венгерских артистов в СССР служат ярким свидетельством неуклонного под’ема культуры и искусства в молодой Венгерской Народной Республике.

В. Богданов-Березовский



Другие материалы

17 апреля 1951

«Вечерний Ленинград»

О вечере 16 апреля 1951 в БЗФ
20 апреля 1951

«Ленинградская Правда»

О концертах 13, 16, 17, 18 и 19 апреля 1951 в БЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»