Пресса
«Жизнь искусства» № 50
О концерте 26 ноября 1924Концерт А. Т. Гречанинова
60-летие со дня рождения А.Т. Гречанинова Ак-Филармония отметила концертом под упр. юбиляра.
Главный интерес программы сосредоточился на новой, третьей по счету, симфонии Гречанинова, впервые исполнявшейся в Ленинграде.
Характеризуя значительное продвижение автора в области симфонического творчества, это произведение не представляет однако особо ценного вклада в русскую оркестровую литературу.
Написанная в традиционной 4-частной форме, новая симфония Гречанинова не отступает от образцов и в своем содержании, хотя это еще не позволяет говорить о подражательности и отсутствии самостоятельности. Гречанинов достаточно одаренный музыкант, чтоб избежать прямых влияний.
Общий тон симфонии — напевно-лирический и пасторальный (автор так и назвал ее — „Идиллической“). Рисунок — мягкий, прозрачный и изящный. Местами музыкальная ткань уплотняется в довольно сложную полифонию. Привлекательную сторону симфонии составляют ее искренность и широко разлитый мелос. По части оркестровки симфония не выдается большими достоинствами. Вообще Гречанинов по преимуществу вокальный, а не оркестровый композитор. Своей популярностью он обязан главным образом многочисленным романсам и хорам.
Остальную часть программы составили моцартовская увертюра „Свадьба Фигаро“ и симфония Гайдна № 13. Исполнение в наше время таких „легких“ произведений представляет огромные трудности даже для заправских дирижеров, к каковым ни в коем случае нельзя причислить уважаемого юбиляра. Тем более рискованно было делать такой неосторожный шаг вскоре после исполнения Моцарта Клемперером. Не лучше ли было заполнить всю программу произведениями Гречанинова?
Солисткой выступила М. И. Бриан, исполнившая с оркестром „Аделаиду“ Бетховена. В ее пении есть какая-то нарочитая, излишне подчеркнутая проникновенность, которая производит впечатление искусственной фразировки. К недостаткам надо отнести также злоупотребление mezzo voce и головной тембр звука.
Исламей