Пресса

24 февраля 1925

«Жизнь искусства» № 8

О концерте 17 февраля 1925 в БЗФ

Концерты
Вечер Чайковского

После ряда гастролеров дирижерская палочка вновь перешла к постоянному шефу оркестра Филармонии — В. В. Бердяеву. Вагнер, Чайковский — вот излюбленные и, кажется, неувядаемые коньки симфонической эстрады, неизменно привлекающие полный зал любителей серьезной музыки. В этом упорном постоянстве симпатий ошибочно было бы видеть отсталость вкусов. Здесь есть нечто более глубокое, а именно — широкое признание большой художественной ценности прошлого, которое не удалось еще вытеснить современному музыкальному творчеству. В самом деле, кто, кроме Скрябина, по необычайной силе таланта, богатству эмоционального выражения и мастерству письма может сравниться с вечно юным Чайковским, хотя его чисто индивидуальные переживания носят чуждую нашим настроениям окраску и порождены эпохой, отошедшей уже в вечность? Но не пришла еще смена классикам русской музыки. Новая пора музыкального творчества наступит лишь тогда, когда переживаемая нами великая эпоха найдет звуковое выражение в произведениях грядущих талантов. Им предстоит разрешить мудрую задачу искусства — сочетать простые яркие, захватывающие и всем понятные мысли с монументальной и прозрачной сложностью выражения. Чайковский в этом отношении служит поучительным образцом. Его музыкальные идеи всегда заражают своей искренностью и пластической красотой. Они доступны каждому подходящему к искусству с открытым сердцем. Полифоническая сложность изложения, благодаря ясности основных мыслей, воспринимается без особого напряжения. Я хочу сказать, что техническая „премудрость“, как бы она ни была велика, всегда преодолевается, если она не служит прикрытием убогости содержания. Уж на что необычен по своему звуковому оформлению Скрябин, однако колючая преграда его гармоний очень не долго играла роль отпугивающего жупела, и сущность его гениального дарования вскоре открылась слушателям.

В сфере музыки, непосредственно говорящей чувству, Бердяев, как дирижер, силен. Об этом он засвидетельствовал своим исполнением 6-ой симфонии и „Франчески“, стоявшим на большой художественной высоте. У Бердяева есть настоящий темперамент, за который не следует, конечно, принимать излишнюю суетливость его движений. Программа была проведена округленно, цельно, с внутренним динамическим и ритмическим планом. Можно утверждать определенно, что музыка, требующая от дирижера „нутра“, Бердяеву безусловно удается.

Солистами выступили М. А. Елизарова и Н. Н. Рождественский, совместно исполнившие прелестный дует Ромео и Юлии и порознь — арию Иоланты и „Корольки“ (в колоритной инструментовке Пащенко). Оба артиста, как и дирижер, встретили заслуженный теплый прием.

Исламей



Другие материалы

10 февраля 1925

«Жизнь искусства» № 6

О концерте 28 января 1925 в МЗФ
17 февраля 1925

«Жизнь искусства» № 7

О концерте 10 февраля 1925 в БЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»