Пресса

23 февраля 1925

«Рабочий и театр»‎

О концерте 17 февраля 1925 в БЗФ

Филармония

В программе очередного вечера был Чайковский — виднейший русский симфонист, глава школы „индивидуалистического направления“, породившей Скрябина и Мясковского, школы формировавшейся в период полоненья русской музыки „могучей кучкой“ – группой композиторов — наследников Глинки — культивировавших об‘ективную, историко-бытовую народно-песенную музыку. Содержание большинства крупнейших произведений Чайковского вырисовывает его, как яркого выразителя „заветных дум и чувств“ дореволюционной интеллигенции — со всеми ее слабостями, блужданиями в фантастике и мистике, отрывом от жизни и отсутствием твердой, жизненной целевой установки. Покорный, робкий в проявлении своей воли, слой этот искал в искусстве или забвения (феерии, сказки, сна) или выражения своего отчаяния. Шестая симфония (патетическая) — самое последнее и самое зрелое произведение Чайковского, целиком проникнуто этим духом безнадежности и беспросветного пессимизма.

Это высшее художественное выражение напряженности накопившегося отчаяния: так и кажется, что вслед за таким произведением — смерть и, как символ ее, в первой части тема „со святыми упокой“.

„Ромео и Джульетта“ — дуэт на Шекспировский сюжет — редко исполняемое произведение композитора, после его смерти редактированное и дооркестрованное его учеником С. И. Танеевым. В нем использована тема одной из ранних программных симфонических пьес Чайковского, того же названия — и воспевается романтическая, страстная любовь. „Франческа да Римини“ — программная симфоническая пьеса на сюжет Данте, рисующая „кишащий ад“ и „носящихся в вечном вихре“ страстных любовников, настигнутых мужем Франчески и наказанных за это.

Музыка чисто эмоционального порядка вполне по характеру В. Бердяева. Вся программа была им проведена с большим под‘емом.
Темпераментность искупала чересчур быстро взятые темпы двух скерцо 6-ой симфонии. Особенно хорошо проведена была „Франческа“, формально представленная рельефно и целостно. Чуткое оркестровое сопровождение дал капельмейстер солистам — Елизаровой и Рождественскому — прекрасно спевшим дуэт „Ромео и Джульетты”.

Б. Валерьянов



Другие материалы

17 февраля 1925

«Жизнь искусства» № 7

О концерте 10 февраля 1925 в БЗФ
24 февраля 1925

«Жизнь искусства» № 8

О концерте 17 февраля 1925 в БЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»