Пресса
«Жизнь искусства» № 11
О концертах 26 февраля и 5 марта 1925 в БЗФМихаэль Задора
Очередной иностранный гастролер Филармонии пианист М. Задора не оправдал связанных с его выступлением ожиданий. Поверхностная трактовка, усугубляемая преувеличением темпов и отсутствием больших градаций и контрастов в планировании звучностей, лишают исполнение Задора наиболее серьезных средств воздействия на аудиторию. Это обусловлено и самим качеством его малосодержательного тона, узкого на forte и дряблого на piano. Все перечисленные дефекты резко обнаружились в первом же концерте Задора. В исполнении программы замечались злоупотребление звучанием левой руки в ущерб отчетливости правой, неточность пассажей, частая их затемненность, задерганность и клочковатость мелодических линий. В довольно невыгодном освещении предстали классики: прелюдия Баха, ария Перголезе-Задора, Экоссез Бетховена. Исполнение рапсодий Листа отличалось долей безвкусицы. Располагая огромной пальцевой беглостью, пианист поддается самообольщению и развивает чрезмерную быстроту движения («Perpetuum mobile» Вебера), распыляющую ясное представление о содержании исполняемого произведения.
В интерпретации Шопена Задора проявлял временами какую-то неврастеническую разбросанность, то чрезвычайно сгущая краски (соната b-moll), то излишне растворяя их (соната h-moll). За всем этим давало себя знать отсутствие здоровых темпов. В балладе As-dur пианист недостаточно выявил ритмику пьесы, в иных эпизодах являющуюся самоцелью. Большого упрека заслуживает также исполнение похоронного марша из сонаты b-moll с добавленными басами контроктавы, излишне отяжелившими характер движения; мало прочувствованно была оттенена и лирическая сторона марша.
Передача колыбельной, вальсов, As и Ges-dur‘ных этюдов оставили совсем другое впечатление. Здесь Задора достигал вершин пианизма, доводя звуковую ткань до воздушности, а отделку деталей до ювелирного мастерства.
В прекрасном звучании предстала бы и листовская «Campanella» (сыгранная на бис), будь в ней мощная бравура и некоторый звуковой азарт, необходимые в пьесах такого типа.
В. Музалевский