Пресса
«Жизнь искусства» № 14
О. Клемперер в Ак-опереО. Клемперер в Ак-опере
Естественное желание максимально использовать приезд выдающегося дирижера Отто Клемперера — гостя Госфилармонии — и предоставить ему управление оперным спектаклем осуществилось лишь наполовину. По различного рода техническим основаниям спектакль с „Саломеей“, предположенный в первую очередь, не состоялся. Зато осуществился второй — с «Кармен».
Ни в какой мере не будет преувеличением сказать, что «Кармен» с Клемперером оказалась самым блестящим эпизодом жизни нашего оперного театра не только за истекающий сезон, но и за ряд сезонов уже истекших.
Неистощимый темперамент, исключительное уменье направить целое ансамбля в единое, продиктованное волею дирижера русло, замечательное чутье к градациям звучности, вложенное Клемперером в исполнение, оказались огромными факторами незабываемого впечатления, произведенного дирижером в спектакле. Немало мест оперы, звучащей по старинке, как прочно усвоенное ухом общее место, зазвучали на этот раз совсем по новому — не столько потому, что Клемперер провел многое в несколько иных темпах, чем это привычно было у нас слышать раньше, сколько потому, что в каждый такт исполненного им было вдунуто убедительнейшее что есть в музыкальном искусстве: жизненность дыхания каждой фразы и эмоциональная динамика каждого звука, каждого звучания.
Повторяю: с музыкальной стороны «Кармен» в последнем спектакле акоперы прозвучала целым откровением. Справедливость в сознательное отношение к театральному сложному, что именуется спектаклем, заставляет куда более сдержанно отнестись к другим «немузыкальным» моментам целого. О. Клемперер в процессе музыкальной работы затронул область режиссера и, в существе не изменив старой постановки Лапицкого, ввел совсем не убедительные мизансцены, отзывавшие давным-давно перейденными нами театральными приемами. Очевидно, музыкальная культура Запада на много превосходит культуру общетеатральную!
Но это уже слишком общий вопрос. В рамках рецензии приходится сказать одно: «Кармен» Клемперера надо слушать, но не смотреть.
Es.