Пресса

7 мая 1925

«‎Новая Вечерняя газета»‎

О концерте 6 мая 1925 в БЗФ

Симфонический под управлением Хайнца Унгера

В период русской революции в Германии выросло и начинает выявлять свои художественные силы новое поколение дирижеров. В течение истекающего сезона мы познакомились с Германом Абендротом, Отто Клемперером и — вчера — с Хайнцем Унгером.

Германия, попрежнему, осталась рассадником наиболее талантливых дирижеров, проходящих там серьезную школу и умеющих влиять на оркестровую массу.
Это блестяще доказали гастроли названных артистов.

Последний и, повидимому, младший из них выделяется не только своим, бьющим ключом, темпераментом — им обладал в достаточной мере и Клемперер, но и серьезной глубиной своих стремлений. В нем полное отсутствие рисовки, самовлюбленности, присущей многим даже талантливым дирижерам. Он живет, он горит сам, он увлекается.

Дирижер «Общества друзей музыки» в Берлине и пользующегося заслуженной репутацией Cecilienchor’а, Унгер, несомненно, прошел очень солидную школу. Поэтому он и не побоялся выступить с исключительно сложной и ответственной программой.
Только Моцарт и Бетховен.

Но Моцарт — с крупной по об’ему и чудесной Д-dur'ной серенадой и виртуозной симфонией concertante Es-dur. А Бетховен — не только с пятой, но еще и с большой фугой для струнного оркестра в редакции Вейнгартнера.

Если камерная серенада Моцарта нисколько не теряет при исполнении в «увеличенном масштабе» небольшого симфонического оркестра (она написана для ансамбля 11 инструментов), то, напротив, B-dur-ная фуга Бетховена op. 133, из струнного квартета превратившись в оркестровую пьесу, — потеряла свой художественный смысл. Бетховен написал ее именно для струнного квартета (и остроумно обозначил: «tantot libre tantot recherchée» - «то свободно, но тщательно отделывая»), и в оригинальной редакции она производит впечатление не только своим родством с отзвуками IX симфонии, но и всей мощной концепцией. В большом ансамбле звучность расплылась и вызвала скуку, конечно, по вине Вейнгартнера, а не дирижера.

V симфонию Бетховена Унгер провел с большим увлечением, хотя в средних частях и несколько тяжеловато. 7-я серенада Моцарта — это ряд бесценных жемчужин. Ритмическое однообразие (преобладает темп менуэта) искупается бесконечным изяществом и певучестью. Какое изумительное разнообразие в «устаревшем» для Дон-Кихотов модернизма Моцарте: после галантной серенады салонного характера вдохновенный и серьезный концерт для 2-х скрипок с оркестром (сольные партии скрипки и альта были отлично переданы И. О. Лукашевским и А. М. Рывкиным). Народу, жаждущему света, Моцарт и Бетховен еще долго будут животворящим солнцем. С ними он скорее приобщится к подлинному искусству и уразумеет его. Как хорошо сделал молодой дирижер общедоступных берлинских концертов, что выступил с этими двумя именами!

Н. Финдейзен



Другие материалы

15 апреля 1925

«‎Вечерняя Красная газета»‎

О концерте 14 апреля 1925 в БЗФ
7 мая 1925

«‎Вечерняя Красная газета»‎

О концерте 6 мая 1925 в БЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»