Пресса
«Новая Вечерняя газета»
О концерте 14 мая 1925 в БЗФКонцерт В. Софроницкого
Что прежде всего очаровывает в Софроницком и выделяет его из ряда других наших пианистов — это звук. Самый матерьял его звука поражает чистотой, ясностью, проникновенностью. И пианист мастерски пользуется им — от звонкого, «втертого» forte до самых нежнейших касаний piano.
Как и всякому подлинному артисту, ему нужно в начале концерта «разыграться», овладеть своими нервами, создать атмосферу полного покорения аудитории. Обычно это отражается на исполнении первого номера программы. В данном концерте такою жертвою была токката Пахельбеля (транскрипция Николаева), в неровном исполнении которой заметно чувствовался этот процесс «овладевания собой».
Прелюдия и фуга Баха — B-moll (игранная им еще на выпускном консерваторском экзамене в 1921 году, так же как и «симфонические этюды» Шумана) убеждают лишний раз в широте и разносторонности дарования пианиста.
Ясностью голосоведения и полифонической разработки, в сочетании с суровым пафосом, он приблизился к самому ценному в творчестве Баха. Его душе ближе буйный, неукротимый Шуман. В «фантазии» и в «интермеццо» (исполненном на бис) была ярко выражена импровизационность, составляющая отличительную черту Шумановского фортепианного стиля. Блестяще проведены его же «Симфонические этюды».
Наконец Лист — композитор, наиболее из всей программы приближенный к характеру дарования Софроницкого. Изумительна передача «Sposalizio» и «Забытого вальса». Развернутый в могучих линиях вальс Мефистофеля достойно завершил программу.
Б. Валерьянов