Пресса

28 ноября 1925

«‎Вечерняя газета»‎

О концерте 25 ноября 1925 в БЗФ

Третья симфония Пащенко

Столько трудностей сопутствует рождению на свет каждой новой симфонии, что невольно является вопрос о жизненности этого сложнейшего вида инструментального симфонического творчества: жизнеспособна ли сейчас эта форма, нужны ли теперь симфонии?

Некоторые до сих пор утверждают, что наша жизнь требует от музыкантов упрощения и доступности, забывая, что и то и другое понятие весьма условны: каждое самое трудное талантливое произведение становится доступным и простым даже для неподготовленного слушателя силой своей талантливости, часто произведения выигрывают или теряют от качества исполнения и требовать, наконец, ограниченности в форме или средствах выражения, значит внешне ограничивать ход и развитие музыкальной культуры.

Высшим же выражением музыкальной мысли является симфонизм, а высшим проявленном симфонизма — именно симфония, требующая для своего воплощения всего богатства музыкальных средств.

Вот почему современные авторы-композиторы продолжают сейчас писать симфонии, вот почему наша публика с величайшим интересом принимает новые симфонии (недавно 7-ую Мясковского, теперь — 3-ю Пащенко).

Симфония Пащенко жизненна не потому, что в ней есть эффектные места, не потому, что там есть реминисценции (удачная от Берлиоза — эпизод английского рожка с литаврами, неудачная — скрябинские трубы), не потому, что в ней есть внешняя импозантность большого сочинения, а потому, что автор в ней музыкально мыслит, развивает свою мысль и проявляет при этом то, что дает право на звание подлинного музыканта, — талант. Не все в 3-й симфонии одинаково хорошо: временами мысль останавливается, слепо топчется на месте, вместо того, чтобы порывисто нестись вперед (в финале), иногда встречается назойливость (труба во 2-й части — неудачный вариант очаровательного начала той же части), порою мысли коротки и отрывочны (в 1-й части), но в целом перед нами автор, имеющий право мыслить симфонически, убеждающий в этом и оркестр (отличное чувство оркестра) и аудиторию. Такая симфония будет жить и заставит с интересом ожидать появления на свет своих сестер и братьев.

Николай Малько



Другие материалы

26 ноября 1925

«‎Вечерняя газета»‎

О концерте 24 ноября 1925 в БЗФ
27 ноября 1925

«‎Ленинградская правда»‎

О концерте 25 ноября 1925 в БЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»