Пресса
«Вечерняя Красная газета»
О концерте 26 марта 1926 в БЗФКонцерт Д. Мийо и Ж. Винера
[в оригинале – Мило и Вьенера]
Дариюс Мийо и Жак Винер — представители левых музыкальных течений французской школы. Появление их у нас, конечно, и показательно и интересно. К сожалению, приходится констатировать крайнюю неорганизованность первого выступления: не было ни предваряющих (в данном случае абсолютно необходимых) статей, ни раз’ясняющего вступительного слова, ни собеседования по окончании.
Крупнейшей ошибкой также следует считать устройство концерта в Б. Зале Филармонии — помещении, рассчитанном на широкие массы слушателей, тогда как музыкальная продукция Мийо и Винера интересна скорее как опыт, как лабораторное изыскание, рассчитанное на спецов, и еще далеко не решенный вопрос, следует ли широко пропагандировать подобные музыкальные искательства.
В отношении композиций Мийо этот вопрос скорее всего решается отрицательно — музыка Мийо анархична, автор видимо намеренно дезорганизует звуковой материал; мы же менее всего склонны рассматривать анархию, как путь к чему то, в какой бы то ни было области. Можно бы говорить даже о несомненно вредном влиянии таких экспериментов, будь исполненные увражи значительнее, сильнее, но они на грани занимательного, любопытного, местами остроумного и не более.
Жака Винера, как композитора, трудно оценить по одному выступлению. Кое-что в его вещах дает возможность говорить об искренности автора, о музыкальном (пусть неглубоком) мышлении, но рядом с этим раскрывается такая обыденщина и плоскость, что приходится или перестать верить автору, или усомниться в нем, как в художнике. Скверное впечатление оставляют «американизмы» Винера, пошло-кабацкие по содержанию и ограниченные по форме.
Если под пианизмом подразумевать искусство игры на фортепиано, то о пианизме Ж. Винера говорить не приходится.
В целом музыкальные опыты Мийо и Винера могут быть рассматриваемы как точки, между которыми или мимо которых пройдут пути к искусству будущего, к новой музыке.
Дэм