Пресса
«Ленинградская правда»
О концерте 6 апреля 1926 в БЗФДавно пора
На последнем концерте Андре Сеговия в Большом зале Филармонии, по настоянию концертанта, был выключен свет.
Вопрос о мраке в концертном зале, как нам кажется, решен давным давно. Не думаем, чтобы кто-нибудь взялся отстаивать обычное освещение наших концертных залов, — слепящее глаза, утомляющее, развлекающее освещение, — благодарную почву для возникновения, параллельно с музыкальными, впечатлений иного порядка (в первую очередь зрительных).
В наших обычных (далеко не совершенных) концертных помещениях, мрак является единственным условием, обеспечивающим получение глубокого, цельного и чистого (лишенного посторонних примесей) музыкального впечатления.
При этом разрешается и еще один основной вопрос эстрадного исполнения, — вопрос о театрализации последнего. В свое время попытки Станиславского, Гайдебурова и др., предполагавшие наличие декораций, костюмов, грима, световых эффектов и м. др., показали несостоятельность такого подхода. Однако, необходимость театрализации концертных выступлений продолжает ощущаться, а подчас и очень резко.
Вывод напрашивается сам собой: если невозможно или трудно соединить в стройное целое элементы театра, имеющиеся в обстановке каждого эстрадного выступления, то остается парализовать их воздействие на слушателя, уничтожить их, что и достигается выключением света.
В Париже, в Мюнхене, в Москве и многих других центрах выключение света во время концертного исполнения практикуется давно. Хотелось бы думать, что опыт Сеговия не останется у нас единственным, и восемь пышных люстр Филармонии не будут продолжать своей разрушительной работы.
Того же, кстати, требует и режим экономии.
М.