Пресса
«Жизнь искусства» № 42
О концертах 6 и 10 октября 1926 в БЗФФилармония
Открылся сезон Филармонии. В первом концерте была предложена экскурсия в область прошлого русской музыки: исполнялись симфоническая поэма Балакирева «Тамара» и симфоническая сюита (2-ая симфония) Р.-Корсакова «Антар» — два почтенных памятника раннего периода «новой русской школы». Обa произведения ценны по богатству тематического материала (оба восточного характера), разработанного с эпическим спокойствием и большой пластичностью. В отношении оркестровых красок «Антар» звучит свежее тускло оркестрованной и потому безвременно устаревшей «Тамары». Впрочем с конструктивной стороны обе симфонии не обладают уже остро воздействующей силой и воспринимаются без увлечения. Дирижировавший программой А. К. Глазунов с большой художественной чуткостью выявил детали этих партитур.
Контрастом бесстрастной музыке «Антара» и «Тамары» явился 2-ой ф.-п. концерт Рахманинова, произведение не новое, но всякий раз по новому волнующее и захватывающее. В мастерском сочетании широкой напевности со стремительностью движения, разнообразием ритмики и внутренним драматизмом — источник постоянной силы этого популярного произведения. Исполнение концерта германским пианистом Э. Эрдманом (первым гастролером сезона), как со стороны виртуозной, в которой концертант несомненно силен, так и художественной, оставило хорошее впечатление.
В своем самостоятельном концерте пианист выступил с программой, характерной для музыкантов Запада, охотно устремляющихся ко всякой новизне, но, вместе с тем, тяготеющих уже к отжившим творениям «доброго старого времени». Таким явилась на этот раз B-dur’ная соната Мендельсона, отлично поданная, но уже совсем не впечатляющая.
Тяжелой показалась и «Контрапунктическая фантазия» Бузони — типичный музыкально-научный трактат (впервые ее исполнял Э. Петри).
Тем справедливее отметить удачные нарастания силы, достигнутые пианистом в этой скучнейшей пьесе.
Наибольший интерес представили «Картинки с выставки» Мусоргского, хорошо удавшиеся Эрдману. Здесь артист сумел по-настоящему захватить своей передачей, несмотря на изрядное количество внешних «случайностей». Безукоризненно сыграны малоинтересные вариации раннего Шопена на старую немецкую песню.
В. М—ИЙ