Пресса

22 октября 1926

«‎Вечерняя Красная газета»‎

О концерте 20 октября 1926 в БЗФ

В Филармонии

Симфонический концерт 20/Х под управлением Фрица Штидри дал любопытный случай проверить некоторые утверждения восторженных комментаторов Хиндемита и Кшенека путем непосредственного сопоставления произведений этих двух авторов с величавым искусством Баха. Музыка Баха даже там, где она насквозь полифонична, всегда покоится на некоей гармонической базе. Глубокой ошибкой кажется мне пропускать мимо ушей (лукавых мудрствований ради) то, что доступно, как будто каждому предвзятому слушателю, — ее гармонические устои. Этих устоев музыка немецких гипомодернистов лишена почти всецело. Отсюда призрачность и неубедительность их полифонии в сочетании в ней кажущейся свободы с деланностью, надуманностью.

Что сказать о концерте для скрипки с оркестром Кшенека в дополнение к тому, что мне уже пришлось говорить об этом несомненно талантливом композиторе. И в скрипичном концерте преобладает неистовое метание, нелепые ужимки и дикие прыжки. Многоголосные же сочетания напоминают одновременную речь нескольких человек о нескольких разных предметах. И вдруг, среди хаоса — луч света, яркая мелодическая фраза, пронизывающая ясную гармоническую мысль, или остроумнейшее тембровое сочетание. Высшей точки болезненного самобичевания эта музыка достигает при одновременном звучании двух смежных малых секунд на верхах — у двух флейт и скрипки (си, си бемоль, до). Был момент, когда казалось, что никакие нервы не вынесут этой, довольно продолжительной пытки. Но... они вынесли! Если это похвала для автора, то да примет он ее.

Концерт для оркестра Хиндемита кажется после Кшенека куда более непосредственным, живым и даже ясным, но вместе с тем, как ни странно, и более поверхностным. Восприятие этой музыки в других отношениях также не легкое, все же значительно облегчается большей яркостью, грубостью и простотой (вернее наглядностью) ритмических ее формул.

Удовлетворяла ли передача Баха у Штидри и Альмы Муди? С небольшими оговорками — да. У молодой скрипачки — изящный звук и удивительная техническая свобода и уверенность исполнения. Но вместе с тем в стиле ее игры чувствуется не всегда приятное тяготение к механизации. Даже там, где А. Муди не отказывается от эмоциональной трактовки, ее звук с ровным и мелким vibrato, лишен настоящей теплоты. Ее игра как будто сознательно скупа на оттенки. Здесь есть что-то от беспедальной игры на рояле.

А. Римский-Корсаков



Другие материалы

Октябрь 1926

«‎Жизнь искусства»‎ № 44

О концертах 13 и 16 октября 1926 в БЗФ
Октябрь 1926

«‎Жизнь искусства»‎ № 43

О концерте 17 октября 1926 в БЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»