Пресса
«Вечерняя Красная газета»
О концерте 30 октября 1926 в БЗФАрнольд Шенберг
Нельзя допустить, чтобы слушатель, будь он одушевлен лучшим желанием, искренно мог восхищаться, как звуковыми образами, сочинениями вроде «Orchesterstücke» op. 16 или «Klavierstücke» op. 11 и 19 Шёнберга, не говоря уже о его драматических сочинениях или песнях для оркестра ор. 22...
<…> В «Farben» нет ни малейшей динамической линии, никакого ритмического содержания, а есть зловещая мертвенная холодная напряженность и застылость, ритмически расплывчатое красочное бредовое безумие, как у Врубеля в пору его больного бреда.
В более быстрых частях — 1, 4 и 5 — та же Фантасмагория придушенных истерических звучаний, нагромождение гнусавых кряканий схваченной за горло меди, судорожные вскрики деревянных духовых и падающие откуда-то густые звуковые капли ксилофона и челесты. Но тут к тому же еще и томительная хроматика мотивов, перевившиеся клубки мелодических змей, родившихся в мертвой голове Тристана. Наиболее похожа на пьесу вторая часть — «Vergangenes». Здесь есть опять-таки колокольные звоны, но есть и остинатная фигура у челесты, на которую накладывается ряд других независимых «музык».
Капельмейстер Штидри имел смелость по собственному почину и согласно предварительному об’явлению дважды подряд исполнить это произведений «ввиду чрезвычайной трудности его понимания». Часть публики от второго исполнения ушла. В конце часть публики шикала, но очень малокровно, не так, как это обычно заграницей по адресу Шенберга последней эпохи.
Исполнение пьесы было, по-видимому, прекрасное. Каких усилий и трудов (а, вероятно, и страданий!) стоило оркестру это исполнение — даже и представить трудно. Низкий ему за это поклон!
А. Римский-Корсаков