Пресса

Июль 1927

«‎Жизнь искусства»‎ № 27

Альфредо Казелла о музыке в СССР

Альфредо Казелла о музыке в СССР

За последнее время в зарубежной музыкальной литературе появился целый ряд статей и сообщений о современном состоянии музыки в СССР, написанных музыкантами, посетившими за последние 2-3 года Советскую Россию. Из этих статей выделяются статьи Абендрота, Марше, Мийо и Казеллы. Впечатления последнего напечатаны в мартовском выпуске журнала „Modern Music“ („Современная Музыка“), издаваемого нью-йоркской Лигой композиторов, и носит заглавие: „Россия в 1926 году“. Статья Казеллы — очень небольшая и лишний раз доказывает, что даже для умного и проницательного музыканта не исключена возможность ошибок в оценке музыки страны, с которой он сводит лишь беглое знакомство.

Впечатления Казеллы распадаются, естественно, на общие и чисто-музыкальные. Общие впечатления Казеллы характеризуются следующими выдержками из его статьи:

„За время моего короткого пребывания в России, каждый из русских старался сделать все, чтобы мое впечатление от этой страны было бы приятным. От гражданина Луначарского, народного комиссара по просвещению, и гражданки Каменевой, председателя Общества культурной связи с заграницей, до самых простых людей, с которыми я встречался, все, как мне казалось, имели одну цель: представить Россию в наиболее благоприятном освещении.“

„Первое, что производит впечатление на артиста в Советской России, это то, что любовь к музыке не уменьшилась от смены правительства. И в то время, когда современная русская публика отличается от прежней, главным образом, по внешнему виду, ее душа осталась прежней.“

„Русская публика проявляет мистическую преданность к музыке, и взрывы ее энтузиазма иногда приобретают размеры настоящего итальянского фурора“.

Переходя к концертной и оперной жизни Советской России, Казелла отмечает замечательные качества русских оркестров, при чем о Персимфансе говорит, как о „старом оркестре Кусевицкого, играющем в настоящее время без дирижера“, приходит в восторг от квартета имени Страдивариуса, очень одобряет ученические оперные спектакли Ленинградской консерватории („Каменный гость“ Даргомыжского), слегка порицает русский балет за его „несколько консервативный дух“ и высоко оценивает постановку „Царской невесты“ Римского-Корсакова в Оперной Студии Станиславского. Говоря о ней, он, между прочим, замечает:

„Исполнение было замечательным по напряжению и по театральному мастерству. Но в качестве парадокса, вызванного к жизни революцией, необходимо отметить, что исполнители, получающие весьма ограниченное содержание в Студии, во время спектакля были одеты в изумительные, подлинные костюмы XVI-го века, взятые из различных частных коллекций и оцениваемые миллионами (?)“.

Говоря о музыкальных издательствах в России, Казелла останавливается на описании принятой в них гонорарной системы:

„Принятое к изданию произведение не оплачивается по его достоинствам, как это принято в капиталистических странах, а оплачивается по количеству тактов! Я сомневаюсь, однако, чтобы этот способ оплаты мог бы просуществовать сколько-нибудь продолжительное время“.



Другие материалы

Декабрь 1926

«‎Жизнь искусства»‎ № 50

Альфредо Казелла
9 декабря 1926

«‎Известия ЦИК СССР»‎

О концертах в Москве

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»