Пресса
«Жизнь искусства» № 7
Эрих Клайбер в АкопереЭрих Клайбер в Акопере
Если бы, по старому взгляду, качество оперного спектакля зависело только от таланта и опыта капельмейстера, то, конечно, «Кармен» под упр. Клайбера можно было бы признать выдающимся художественным событием нашей музыкально-театральной жизни. Но, поскольку оперный спектакль, по современным понятиям, является синтетическим зрелищем, в котором элементы сценического искусства играют роль не меньшую, чем элементы искусства музыкального, — постольку усиление выразительности звукового оформления, не приведенное в соответствие с общей режиссерской структурой спектакля, является моментом, нарушающим равновесие, подчеркивающим очень густо одну сторону исполнения и тем самым еще ярче выявляющим привычную до забываемости рутинность сценической концепции рядового оперного спектакля.
С этой точки зрения очень даже хорошо, что время от времени Акопера по собственному почину ярким прожектором освещает свои прорехи. Тем самым она льет воду на мельницу тех, кто неустанно твердит о необходимости режиссерского освежения старого оперного барахла.
Но, конечно, для осуществления этой задачи нужны активность, инициатива, дух смелости и предприимчивости. Если б все это было налицо, тогда, вероятно, такой благодарный для режиссерской работы спектакль, как «Кармен», не был бы так беден сценически. Ведь в нем совсем не видно твердой руки постановщика, какого-нибудь замысла, даже просто разработанных мизансцен. Вампуки здесь хоть отбавляй. Массы совершенно не использованы. Отдельные персонажи действуют на сцене по мере разумения, за свой личный страх и совесть.
И вина здесь — не отдельных исполнителей, а общей постановки дела. Конечно же, Максакова, с ее отличным голосовым материалом, выгодными внешними данными и несомненными сценическими способностями, могла бы быть прекрасной исполнительницей заглавной роли, если б к ней пришел на помощь настоящий художник сцены. Ее партнер Печковский (Хозе) в руках даровитого режиссера также мог бы послужить гибким и благодарным материалом при осмысленной сценической структуре спектакля. То же можно сказать о Болотине (Тореадор) и Поповой (Микаэла), — отличных вокалистах. Но надо же как-то было сколотить ансамбль, имея такую квалифицированную труппу! А этого-то сделано и не было. И — что хуже — по-видимому, этому и не придают здесь особого значения.
Исламей