Пресса
«Красная газета» (вечерний выпуск)
О концерте 19 марта 1927 в БЗФВ Филармонии
(Концерты Н. Метнера)
Одним из наиболее интересных достижений Филармонии в текущем сезоне является приглашение в качестве исполнителей своих произведений самих авторов. Так не успели еще остыть в памяти блестящие концерты Прокофьева, как их сменили выступления другого видного композитора современности — Николая Метнера.
Метнер — немец по происхождению, по рождению и музыкальному образованию москвич. Последние 4-5 лет он провел в Германии, с которой связан не только кровными узами, но и самой природой своих произведений. По направлению творчества приезжий композитор является продолжателем германской классической романтики, примыкая ближе всего к одному из ее виднейших представителей — Шуману. Если еще 10-15 лет тому назад метнеровские сочинения, благодаря ярко выраженной индивидуальности и новизне приемов могли считаться левыми и оригинальными, то теперь они являются уже образцами умеренного, чисто-классического музыкального мышления. Особенной популярностью у нас пользуются произведения Метнера для рояля (сказки) и для пения. Его романсы на пушкинские тексты представляют собою одно из лучших достижений музыки на основе гениальной поэзии.
Как исполнитель, Метнер впервые выступил со своим концертом для рояля в сопровождении оркестра. Это произведение не отличается ни особенным богатством и новизной музыкального содержания, ни располагающей звучностью оркестра и самого рояля. В отчетном же концерте усиленное внимание привлекла мало знакомая 3-я симфония Пащенко, исполнявшаяся по рукописи. Новинка с полным основанием может считаться ценным вкладом в оркестровую литературу, достойным напечатания и распространения. Особенной глубиной чувства и свежестью отличается вторая часть симфонии, прекрасно поданная дирижером А. Гауком, содействовавшим и в целом теплому приему этого нового крупного произведения современности.
В. Музалевский