Пресса
«Красная газета» (вечерний выпуск)
О концерте 6 ноября 1927 в БЗФМои впечатления
К десятилетию Октябрьской революции в симфонической музыке появилось несколько выдающихся по своему музыкально-общественному значению произведений.
Жизнь покажет, которое или же которые из них станут популярными и займут прочное место в симфоническом репертуаре, — сейчас хочется только высказать общее о них суждение, хочется лишь поделиться общими впечатлениями от первого знакомства с этими произведениями, так как лично мне кажется, что едва ли не впервые отклик музыки на революцию действительно соответствует значению и величию исторического переворота серьезностью подхода к задаче, не поверхностным пафосом, цельностью концепции и современностью фактуры. Словом, мы имеем дело действительно с симфонической музыкой. И ленинградские и московские композиторы показали себя в равной мере на высоте как в отношении достигнутой интенсивности симфонического развития, так и содержательности самого материала. Произведения, посвященные Октябрю, с которыми мне пришлось ознакомиться, проникнуты бодрым оптимизмом и отличаются широкоохватным — если можно так выразиться — натиском музыки. Лучшие из них, представленные на конкурс Госфилармонии и получившие премию (одно Шостаковича, другое — неизвестного автора) — ярко эмоциональны и рассчитаны на непосредственную силу воздействия, но вместе с тем проникнуты суровой конструктивной логикой и стройной ритмической последовательностью изложения: дисциплина мысли и творческого воображения сказываются в четкости композиционных планов и в умении извлекать из материала существенные и отвечающие заданию свойства.
Таким образом, достигнута большая художественная победа: наконец-то, музыкальные произведения, отвечающие великому событию, говорят о нем на современном музыкальном языке в условиях современной техники без малейших признаков дилетантизма, кустарничества и беспомощной болтовни.
В этом отношении революционно-октябрьские симфонические сочинения стоят на высоком уровне и превосходят все оперные произведения, написанные к десятилетней годовщине. Само собой разумеется, речь идет о симфонических ценных произведениях, а не о всей музыке «к случаю».
Характер — вот, что выделяет ценные вещи, написанные к Октябрю. Характер их, определенный и выдержанный, свидетельствует о зрелости и продуманности музыки: это не случайная «под’емная» музыка ко всем праздничным годовщинам, — это музыка, органически родившаяся из всего испытанного и пережитого в великие годы. Вот главная ее ценность. Мало ли в эпоху французской революции писалось к различным празднествам гимнов и маршей — им всем свойственна некая общая помпезность и приподнятость тона. Но только песни тех дней сохранили свежесть и яркость до сих пор — вся остальная музыка потускнела и даже отпугивает штампованным, безличным, официально-торжественным пафосом. В ней почти нет симфонизма. То, что мы имеем сейчас в нашей революционно-симфонической музыке — прочный след музыки революции в силу своей насыщенности современным симфонизмом в отсутствии обыденного «заказного» под’ема.
Игорь Глебов