Пресса
«Красная газета» (вечерний выпуск)
К концертам квартета Амар-Хиндемит 6 – 20 декабря 1927Пауль Хиндемит
Вместе с Амар-квартетом, в качестве одного из сочленов этого превосходного камерного ансамбля, к нам приезжает давно желанный гость — выдающийся композитор современной Германии — Пауль Хиндемит. Сильный темпераментный и ярко самобытный характер и строй его музыки, мелодическое богатство и энергичная поступь ее, своеобразие поражающих своей свежестью звукосочетаний, мужественный и суровый эмоциональный тон, смелый и решительный ритм, всегда искренне и органически рождающиеся из жизненных впечатлений и из настоятельной потребности высказывания в музыке и только через музыку приемы и формы выражения — таковы основные свойства творчества Хиндемита. Это творчество отражает сложный душевный мир современного европейца, не менее, чем всю современную урбанистическую культуру — так, что трудно сказать, что для чего является призмой. Хиндемит «хватает» жизнь и передает ее в музыке с беспощадным реализмом, не боясь обнажать ни ее жуткой оторванности от природы и человечности, ни ее бесчувственной механистичности.
Временами искусство Хиндемита становится натуралистически жестоким и было бы страшным, если бы не было насыщено интенсивнейшей динамикой, полно движения, порыва, наивно-страстной привязанности к стихии жизни и ненасытного любования ее светлыми и темными проявлениями. Ни расплывчатости мысли, ни усталого сентиментализма музыка Хиндемита не знает. Здоровое чувство жизни и неистощимо изобретательное воображение влекут композитора от сочинения к сочинению — каждый раз к новому замыслу и новому воплощению. Всюду в музыке Хиндемита ощущается глубокое дыхание и всегда мерно бьется полнокровный пульс. Уродства, гримасы и фантасмагория городского быта находят свое отражение то в чудовищном гротеске, то в забавной лукавой иронии. Чувственная сила жизни и ее буйный рост бурно прорываются в выразительнейшей мелодике и в подвижной и сочной полифонической ткани.
< >
Хиндемит принадлежит к числу композиторов, которые испытали все виды музицирования и прошли сквозь тяжелый жизненный искус, но чья сила и непосредственность дарования не могли быть задушены никакими испытаниями, а только закалялись в борьбе. Оттого-то его музыка не знает «пустот» и чужда внешней риторики. Это — живой и терпкий опыт жизни, преломленный в музыке богато одаренной и глубоко чувствующей личностью.
Игорь Глебов