Пресса
«Рабочий и театр»
О концерте 14 января 1928 в БЗФКлеменс Краус
Первый концерт нового гастролера Акфилармонии — Клеменса Крауса (Франкфрут на Майне) — показал нам его искусство на большой симфонической форме (4 симфония — Малера, 4 симфония — Чайковского). Малеровская симфония, прозвучавшая в Ленинграде почти что новинкой, отвлекла внимание с чисто исполнительского момента на самый музыкальный материал произведения — интересный по тематике, разработке и по инструментальной фактуре. Характерны в ней — зависимость от Чайковского и обычная для Малера, затрудняющая восприятие, свобода изложения. Бледное впечатление оставила Р. Г. Горская, весьма тонко и «безгрешно» справившаяся с вокальной партией, но вряд-ли слышимая далее 6-го ряда партера.
На симфонии Чайковского центр внимания всецело переключился на дирижера. До странного знакомые звукообразы, бесчисленное количество раз воспроизводимые филармоническим оркестром, на этот раз поддались воздействию какой-то чуждой их природе и не понимающей последнюю, индивидуальности. Утрированная быстрота темпов породила парадоксальную танцевальность ритмов (1 часть, скерцо и особенно финал) и покачнула элементарную ансамблевую и динамическую устойчивость. Свобода фразы, капризное «рубато» — свойство Крауса, не всегда схватываемое оркестром, видимо еще не успевшим примениться к своему новому руководителю.
По впечатлению первого концерта, Краус — дирижер красок, декоративного показа произведений, без проникновения в существо их внутренней структуры.
Все изложенное утверждает лишь несоответствие выбранной программы основным данным его музыкальной индивидуальности, которые хотелось бы проверить на материале контрастного характера.
Б. Валерьянов