Пресса
«Красная газета» (вечерний выпуск)
О концерте 5 декабря 1928 в БЗФ„Орфей“
(К премьере оперы Монтеверде в Филармонии)
Освобожденная от пут театральных условностей, диктуемых мифологическим сюжетом, музыка «Орфея» как бы предвосхищает весь круг идей, лежавших на пути развития форм оперного творчества в течение трех с лишним веков. Выразительность музыкального языка этой оперы, его лаконичность, эмоциональная напряженность и острота, ритмическое разнообразие и общее мастерство техники (хоры), — все эти свойства заставляют забыть о почтенном возрасте монтевердовского творения, требуя от современного слушателя максимум воспринимательских способностей. И, действительно, один только декламационный стиль оперных партий «Орфея» является необычайно крепким, увлекательным. В высшей степени также гибок и свеж оркестр Монтеверде, который в «Орфее» играет роль как самостоятельной единицы (своеобразные музыкальные антракты), так и выразительного средства, помогающего раскрыть психологическую сущность действия.
Совокупность всех этих качеств оперы внушала уверенность в том, что концертное исполнение «Орфея» должно было бы стать фактом определенной художественной ценности.
Однако, участь этой интересной оперы оказалась печальной по своему исполнению. Гениальное произведение демонстрировалось в бледном, почти совершенно сыром виде. Вялые и однообразные темпы, некоторая неслаженность хора, маловыразительная передача вокальных партий, моментами неорганизованные выступления оркестра, — вот довольно невеселая картина, свидетельствующая о недостаточно серьезном подходе к постановке «Орфея».
В. М.