Пресса
«Ленинградская правда»
О концертах 15 и 26 апреля 1933 в БЗФЭрнест Ансерме
(Филармония)
Эрнест Ансерме (Женева) — музыкант и дирижер большой культуры. Концерты филармонического оркестра под его управлением, — это несомненно художественнее событие, одинаково значительное и для советской слушательской аудитории и для самих исполнителей.
Ценность искусства Ансерме — в его глубоком проникновении в существо исполняемой им музыки, в исчерпывающем вскрытии ее идейного содержания — средствами его дирижерского мастерства.
В характеристике этого мастерства Ансерме поражает прежде всего стальной, чеканный ритм. Дирижерская палочка Ансерме — это математически точный инструмент, стремительно и неуклонно отсчитывающий мельчайшие деления такта, и, вместе с тем, в нужный момент, — властно об’единяющий весь оркестр в монолитном, мощном под’еме.
Далее, Ансерме строит звучание симфонических партитур с тою же предельной конструктивной четкостью и убедительностью, в сочетании отдельных частей произведения и распределения красок оркестровой палитры, — с какою инженер-строитель рассчитывает конструкцию моста. Но детали этой симфонической конструкции нигде не заслоняют у Ансерме основной идеи.
Важнее же всего то, что идейная направленность Ансерме, выражающаяся в отборе исполняемых им произведений и в самой их симфонической трактовке, — находит широкий отклик в нашей слушательской массе.
Правда, дирижер в своих концертах пропагандирует главным образом Стравинского и западных импрессионистов, но основной акцент он делает, при этом, на произведениях, насыщенных элементами воли, искрящихся светом и жизнерадостностью. Таковы исполнявшиеся им ранее — «Весна священная» Стравинского, «Дафнис и Хлоя» Равеля и его репертуар текущего сезона: «Пульчинелла» того же Стравинского и «Ноктюрны», «Иберия» и «Море» — Клода Дебюсси.
Исполненные Ансерме «6 античных эпиграфов» Дебюсси (в оркестровке концертанта) не вносят существенно новых черт в композиторскую характеристику Дебюсси и лишь подчеркивают разностороннюю творческую одаренность самого Ансерме, заявившего себя, в этой работе, превосходным оркестратором.
А. Г.