Пресса

16 октября 1933

«Красная газета»

О концерте 15 октября 1933 в БЗФ

Первый концерт на открытие Филармонии

Жизненная необходимость стать центром массовой музыкальной культуры, выковывающим и завоевывающим новые кадры слушателей из рабочей массы, — таков основной смысл вступительного слова директора Филармонии проф, А. В. Оссовского, выступившего перед концертом.

Ведь ни для кого не секрет, что в продолжение многих лет Филармония на своих плановых концертах обслуживала преимущественно небольшие группы любителей музыки — интеллигенции, этих поседевших на своих местах «ветеранов», из года в год составляющих основное ядро аудитории. Проведенная в Филармонии реорганизация на первых порах нашла свое отражение хотя бы в намеченном репертуаре, рассчитанном на массового рабочего-слушателя (циклы Чайковского, Бетховена, исторический цикл и друг.). Частично новая репертуарная установка почувствовалась уже в программе первого концерта, прошедшего при переполненном зале.

Первая симфония Брамса, «Тиль Эйленшпигель» Рих. Штрауса и новый фортепианный концерт Д. Шостаковича — таково содержание программы, сочетавшей классику с новым советским творчеством.

В центре внимания этого концерта — гастроль дирижера Штидри и авторское выступление композитора Шостаковича. На первый взгляд новое произведение Шостаковича является как бы продолжением творческих приемов его балета «Болт». Тот же гротескный характер отдельных кадров насыщенной юмором, мастерски оформленной музыки. Но, вслушиваясь в этот концерт, вы воспринимаете новые стороны, выступившие в творчестве Шостаковича: появление широко напевных тем, без по временам присущей композитору ущемленности, целые пласты полнокровной, жизнерадостной музыки, внешне родственной классическому Гайдну, но по сути говорящей на языке наших дней. Крайняя степень задорного жизнерадостного настроения сочетается в новом концерте с моментами искренней, глубокой лирики — сочетание, подымающее художественное значение музыки Шостаковича на большую высоту.

Авторское исполнение концерта отличалось большой сдержанностью, но вместе с тем было далеко от обычного композиторского «докладывания» и впечатляло своей эмоциональностью и образностью.

Мастерски передана и озвучена ответственная партия трубы солистом оркестра Шмидтом.

Качество исполнения нового произведения Шостаковича, как и всей программы в целом, обеспечилось руководством дирижера Штидри, этим наиболее глубоким представителем западно-европейского мастерства. Правда, дирижируя наизусть сложной первой симфонией Брамса, Штидри по временам чрезмерно увлекался, отрываясь от оркестрового коллектива. Темпы, взятые им на протяжении симфонии, представляются нам на этот раз несколько замедленными, но в целом проникновенная, зажигательная передача Штидри и звучание оркестра оставили самое глубокое впечатление. Заключившая же концерт поэма «Тиль Эйленшпигель» задумана и показана Штидри в таких новых необычайно-реалистических тонах, с такими исчерпывающе отточенными деталями, что слушатель как бы зрительно воспринял балаганно-шутовские и вместе с тем не лишенные трагического оттенка картинки.

В. Музалевский



Другие материалы

8 мая 1933

«Красная газета» (утренний выпуск)

О концерте 6 мая 1933 в БЗФ
9 мая 1933

«Красная газета» (утренний выпуск)

О концерте 6 мая 1933 в БЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»