Пресса

1933

«Рабочий и театр»‎ № 29

О концертах предстоящего сезона 1933–1934

Перед афишами Филармонии

Филармония, получившая обновленное художественное руководство, на первых же шагах своей организационной работы близко подошла к одной из своих основных задач: повести углубленную пропагандистско-воспитательную работу среди широких масс. В этом направлении у Филармонии налицо ряд „благих“ намерений: введение новых сложных произведений в репертуар после предварительного проигрывания их на предприятиях, проведение расширенной культурно-пропагандистской работы вокруг концертов (беседы, лекции, викторины, выставки и проч.).

Советскому творчеству, как видно из выпущенных Филармонией сводных сезонных афиш, будет уделено особое внимание.

С особым интересом заставляют себя ждать уже исполнявшаяся в Москве с незаурядным успехом новая симфония Шапорина, две неигранные у нас последние симфонии Мясковского, „Ижорская“ Щербачева, новые произведения Шостаковича, симфония „Турксиб“ М. Штейнберга и др.

Одновременно с культурным окружением своих массовых концертов Филармонии следовало бы всерьез заняться в нынешнем сезоне изучением своего слушателя, для чего необходим контакт с ГАИСом и музыковедческим отделением Консерватории. Дело учета советской аудитории — проблема огромной важности, решение которой должно положить предел частому блужданию в потемках при составлении программ, ориентирующихся на массового потребителя музыки.

В разделе массово-воспитательной работы Филармонией намечено широкое обслуживание молодежи. До сих пор это обслуживание шло полукустарно. И здесь необходимо с первых же шагов взять принципиальную линию, в определении которой решительную роль могла бы сыграть деловая связь Филармонии с соответствующими учреждениями: пионерскими и школьными домами культуры, школами Соцвоса и др. организациями. Для юношеских и детских концертов необходим специальный методический орган.

В ряду намеченных Филармонией новых мероприятий ценна идея создания второго „молодежного“ оркестра. Надо только, чтобы в этом деле не было параллелизма с Консерваторией. По существу целесообразнее было бы использовать для этой цели учебный оркестр Консерватории, соответствующим образом пополнив его и приспособив для ответственной пропагандистской работы.

Что касается молодых дирижеров, которых Филармония наметила привлечь на свою эстраду, то здесь нужен особо осторожный критерий. Нельзя забывать, что кадровый оркестр Филармонии в основном служит целям художественно-показательным. „Учеба“ на первоклассном коллективе вряд ли будет иметь смысл. Что же касается повышения квалификации молодых дирижеров, привлеченных к участию в филармонических концертах, то для этой цели следовало бы использовать продолжительное пребывание дирижера Штидри, выступления которого намечены также и в наших оперных театрах. Занимая ответственное положение в Филармонии, такой крупный дирижер, как Штидри, сумеет оказать самое плодотворное влияние на расширение профессионального и художественного горизонта молодых дирижеров Филармонии. Необходимо организовать особую молодую дирижерскую группу под руководством этого выдающегося европейского мастера.

Многообещающими представляются нам также предстоящие выступления молодого дирижера московского Большого театра Мелик-Пашаева, лишь три года назад окончившего Ленинградскую Консерваторию и в короткий срок завоевавшего себе репутацию выдающегося дирижера.

Не совсем ясны перспективы намеченного Филармонией камерного сезона. Связь с Мейстершуле и перевод камерных концертов Филармонии в малый зал Консерватории еще не гарантируют идейно-качественного уровня этой отрасли работы Филармонии. Выделив организацию камерных концертов в отдельный сектор и создав для них соответствующую методическую базу, Филармония одновременно должна учесть, что в связи с ликвидацией Общества камерной музыки работа в плане камерном нуждается теперь, как никогда, в методах, раз и навсегда укрепляющих в массах соответствующий авторитет к этому участку концертной практики. Камерная музыка — обнаженный участок нашего культурного фронта. Именем „недоступной“ для понимания камерной музыки деляги типа гомэцовских администраторов, продолжают еще сплошь и рядом гипнотизировать наши культурные рабочие организации, стремящиеся наладить у себя плановое музыкальное обслуживание. Одна из основных задач нового руководства Филармонии — повести решительную борьбу за укрепление этого участка нашей концертной жизни, играющего огромную роль в деле формирования художественного сознания нового советского слушателя.

В. Музалевский



Другие материалы

26 октября 1933

«Красная газета»

О концерте 21 октября 1933 в БЗФ
22 ноября 1933

‎«Современное искусство»‎

О концерте 21 октября 1933 в БЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»