Пресса

26 апреля 1934

«‎Ворошиловец»‎ № 22

К 15-летию Филармонии

Лучшие ударники Ленинградской филармонии

В. А. Заветновский

«Председательское» место первого концертмейстера-вожака всего оркестра связано с большой ответственностью.

Концертмейстер должен быть особо чутким ко всем художественным замыслам дирижера, он должен хорошо разбираться в партитуре исполняемого произведения, знать особенности всех инструментов, наконец, «вести» за собой возглавляемую им группу первых скрипок и весь оркестр в целом.

На его место не выбирают, его «завоевывают» по особому конкурсу. В. А. Заветновский, нынешний бессменный 1-й концертмейстер оркестра Филармонии, занял его в 1918 г. после уже большого стажа работы солиста и оркестранта.

Посетители Филармонии хорошо изучили фигуру этого мастера, «наводящую» порядок во всех «автономных областях» — оркестровых группах.

На посту концертмейстера Филармонии Заветновский один из преданнейших делу работников. Строго дисциплинированный, он не имеет никаких пятен в трудовом списке. Всегда быстро отзываясь на труднейшие задания оркестра, испытанный мастер, несмотря на свои годы никогда не отказывается от выступлений, связанных с трудными и дальними поездками и с массовой работой Филармония.

Своим огромным оркестровым опытом и знаниями оркестра испытанный, талантливый скрипач, как лучший ударник, делится с молодыми артистами Филармонии, занимаясь сверх обычных репетиций с группой первых скрипачей, бригадиром которой он является.

Неравно он премирован за выработанную специальную форму учета (таблицу) соцсоревнования.

По характеру своей артистической деятельности, как солиста и камерного исполнителя, Заветновский является пропагандистом современной музыки. Еще до революции он, как активный член передового в то время «общества современной музыки», пропагандирует новую квартетную литературу. Сибелиус, ряд финских и английских композиторов, впервые выносятся на эстраду Заветновским.

За свою долголетнюю деятельность после окончания Петербургской Консерватории в 1897 г. этот мастер отыграл более 2.000 сольных и свыше 300 камерных Концертов. Большая часть этих выступлений выпадает на период кипучей массовой пропагандистской работы после Октябрьских дней.

А. Г. Васильев

Когда с эстрады Филармонии раздается инструментальное звучание, теплотой и насыщенностью тембра напоминающее виолончель — это «поет» на фаготе солист оркестра — проф. А. Г. Васильев.

Навстречу оркестровому соло Васильева слушатели нередко настораживаются, пытаясь разглядеть укрытого за «лесом» смычков исполнителя.

Васильев выдающийся художник на своем инструменте — один из крупнейших фаготистов в Европе.

Ответственные оркестровые партии симфоний Бетховена, Чайковского, знаменитое соло фагота в «Весне священной» Стравинского в передаче Васильева — значительные художественные достижения, которыми может гордиться оркестр Филармоний. Васильев играет в оркестре Филармонии с момента его основания. Каждую оркестровую партию этот испытанный мастер «озвучивает» с максимальной тщательностью, с незаурядным техническим блеском, и проникновением.

Авторитетный фаготист с 35-летним стажем, Васильев в то же время даровитый педагог, профессор Консерватории, в класс которого стремится молодежь со всех концов Союза. Он успел уже создать большую «смену» оркестрантов, играющих в лучших коллективах в Гос. Опере и в том же оркестре Филармонии, рядом со своим учителем.

И. О. Брик

Немногие, даже из самых опытных оркестрантов, обладают таким широким углубленным званном симфонической литературы, да и музыки в целом, как 1-й концертмейстер виолончелей, солист оркестра — И. О. Брик.

В оркестре И. О. Брик, как исполнитель — образцовый вожак своей группы. Все 8 виолончелей филармонического состава будут в полном порядке, если их концертмейстер на своем месте. Большой мастер своего инструмента, Брик, как артист оркестра, с первых же шагов не занимал места в оркестре дальше 1-го пульта. На посту же солиста-концертмейстера Филармонии он бессменно с 1919 г.

До этого времени лучшие музыкальные сезоны России связаны с десятками и сотнями выступлений Брика, как солиста и ансамблиста.

Являясь руководителем молодежных ансамблей в ЛИПКРИ (институт повышения квалификации работников искусств), Брик кроме того руководит постоянными «ударными» занятиями своей оркестровой группы. Старый мастер — образцовый ударник во всем, начиная с оркестровой дисциплины, и кончая педагогической работой, И. О. инициатор соцсоревнования в оркестре Филармонии, «первый ударник» оркестра.

Много сил отдает старый мастер общественной работе. Он член художественного совета Филармонии ряда созывов, председатель цехкома, в настоящее время член правления Рабиса, участник бесконечного числа квалификационных комиссий по Союзу, Филармонии, по самодеятельному искусству (на конкурсах).

Энтузиаст своего дела, Брик чувствует темпы нашего времени и искренно, без напряжения шагает в дату с молодежью. Такого типа мастера — надежные строители новой художественной культуры.

С этого года И. О., преподававший много лет в Музыкальных техникумах, воспитавший целое музыкальное поколение, приглашен профессором по классу ансамбля в Ленинградскую Консерваторию.

Братья Н. И. и Г. И. Амосовы

Артист оркестра Филармония, солист на гобое, Г. И. Амосов — оркестрант с огромным опытом и стажем. Окончив Капеллу в 1902 г., в том же году он поступает на профессиональную работу.

В оркестре Филармонии Г. И. играет с момента его основания. В настоящее время это один из немногих выдающихся мастеров на своем инструменте. Отличительные черты игры Амосова — красивый звук, чеканная техника, основанная на мощном дыхании и тонкая художественная отделка оркестровых партий. Игравшие когда-нибудь с Амосовым в ансамбле, могли убедиться также в его музыкальной чуткости, в прекрасной технической шише.

Г. И. Амосов имеет также солидный общественный стаж по МК Филармонии, по кассе взаимопомощи и по работе в различных общественных комиссиях.

* * *
Проф. Н. И. Амосов — один из лучших исполнителей на арфе в нашем Союзе, маститый оркестрант. По окончании образования в Капелле (по классу известного проф. Цабеля), он поступает по конкурсу в оркестр Московского Большого театра, где работает до 1908 года. Из театра он переходит в б. придворный оркестр, и затем в оркестр Филармонии. Одновременно Н. И. Амосов приглашается профессором по классу арфы в Ленинградскую Консерваторию, где протекает его педагогическая деятельность и в настоящее время.

Н. И. Амосов блестящий солист. Не говоря уже о его оркестровых соло (стоит вспомнить пленительные звуки его арфы соло в популярных произведениях Чайковского «Спящая красавица», «Лебединое озеро» или Глазунова «Раймонда»), Н. И. чрезвычайно интересный артист — мастер на эстраде в камерном и виртуозном репертуаре.

Как педагог, проф. Амосов выпустил из своего класса целый ряд хорошо подготовленных профессиональных исполнителей. Н. И. работает в общественных организациях Ленинградской Консерватории, в локальном бюро СНР и в соц.-быт. секторе МК.

А. Н. Шмидт

Шмидт — трубач-солист оркестра Филармонии, один из крупных исполнителей на духовом инструменте.

Основные черты исполнения Шмидта — большая техника, мягкий содержательный звук и гибкость в различных стилях музыки. Он один из блестящих исполнителей знаменитого сигнала — символа свободы и революции в увертюре Бетховена «Леонора 3-я». В то же время Шмидт с большой силой, убедительностью и мастерством передает ответственную сольную партию в недавно написанном концерте Шостаковича для рояля с оркестром, партию в гротеско-джазовом стиле. Мастерски передаются им также партии трубы в труднейших симфониях Скрябина, в V симфонии Малера.

Тщательность и дисциплина в работе — органические черты этого артиста, являющегося в настоящее время бригадиром всей медной и «ударной» группы оркестра.

А. А. Петров

Петров — исполнитель на ударных инструментах, один из оркестрантов, работающих в оркестре Филармонии с самого его основания.

Это один из культурнейших музыкантов своей специальности, получивший высшее музыкальное образование.

В 1902 г. Петров поступает впервые в оркестр Александринского театра. С 1902 г. попадает в придворный оркестр и затем в Филармонию.

Петров точный четкий оркестровый исполнитель, художник на своих инструментах, со вкусом исполняющий ответственные партии.

Петров музыкант-общественник, основатель кассы взаимопомощи оркестра Филармонии и один из активнейших работников в настоящее время.

Отв. редактор А. Пухов



Другие материалы

25 апреля 1934

«‎Красная газета»‎ (вечерний выпуск)

О выездных концертах
26 апреля 1934

«‎Ворошиловец»‎ № 22

К 15-летию Филармонии

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»