Пресса
«Красная газета» (вечерний выпуск)
О концерте 12 октября 1934 в БЗФПервый концерт
Филармонии
Исполнением третьей (героической) симфонии Бетховена открылась программа первого концерта засл. коллектива республики — оркестра Филармонии.
Разнохарактерная по форме, стилю и содержанию программа из произведений Бетховена, Щербачева, Стравинского как бы намечала те магистрали, по которым в основном должна будет протекать обширная концертная работа в этом году (классика, избранные произведения советской и современной западноевропейской музыки).
За дирижерским пультом Ф. Штидри, первое выступление которого в роли главного дирижера Филармонии придает премьере повышенный интерес. Без особых мудрствований, но глубоко проникая в самое существо бетховенской героической романтики, с предельной четкостью охватывая форму музыки, «возводит» Штидри сложную звуковую постройку 3-й симфонии. Штидри сочетает профессиональный опыт и знание оркестра с большим артистическим темпераментом. Дирижируя, он часто искренно увлекается, «сдвигая» темпы в сторону ускорения или замедления, отчего, как в данном случае, исполнение «героической» могло показаться несколько свободным. Большая выразительная дирижерская техника, исключительные слух и память (Штидри дирижировал наизусть) позволяют ему не только претворить все свои художественные намерения, но и в ряде случаев заранее сигнализировать о них оркестру на самых ответственных участках исполнения. Предстоящая постоянная работа этого мастера с оркестром Филармонии обеспечит дальнейшее повышение качества концертов.
Второе отделение программы открылось отрывком из новой оперы Щербачева «Анна Колосова». Трудно судить об этой музыке без обстоятельного знакомства с партитурой всего произведения в целом. Однако, весь незаурядный материал большой арии, спетой С. П. Преображенской под аккомпанемент оркестра и органа (проф. И. Бpayдо), и мастерство ее оркестровки говорят об ее художественной ценности. Интересно по краскам соло фагота в мастерской передаче засл. арт. А. Т. Васильева.
Контрастом сосредоточенному настроению щербачевской музыки послужила шуточная сюита «Пульчинелла» Стравинского, закончившая программу. Передача многообразных оттенков юмора, иронии и задорности этого произведения требует особого умелого «перевода» их на музыкальный язык. Штидри и весь состав камерного оркестра Филармонии отлично справились с задачей. Интересно прозвучал ядовитый по иронии комический дуэт контрабаса (арт. Кравченко) и тромбона (арт. Курилов) и соло гобоя (засл. арт. Г. И. Амосов).
В. Музалевский