Пресса
«Красная газета» (вечерний выпуск)
О концерте 14 ноября 1934 в БЗФПауль Брейзах и Жозефа Розанска
Концерты в Филармонии
Из молодых иностранных дирижеров, посетивших нас за последние годы (Я. Горенштейн и др.), Пауль Брейзах несомненно наиболее музыкально одаренный. Он принадлежит к числу тех немецких музыкантов, профессиональная деятельность которых оказалась изломанной с утверждением в стране фашистского режима. Разделяя с Отто Клемперером в течение двух лет место дирижера Берлинской Городской оперы, Брейзах, так же, как и его маститый коллега, вынужден был покинуть и свой пост, и свою страну с приходом к власти фашистов.
Брейзах — мастер крупной симфонической формы. Он принадлежит к числу тех дирижеров, о которых остроумно заметил Роберт Шуман, что у них «не голова в партитуре, а партитура в голове». Дирижировать наизусть для Брейзаха — не шик, не поза, а естественная потребность. Большую часть своего репертуара, охватывающего классические и романтические немецкие симфонии (Бетховен, Гайдн, Мендельсон-Бартольди и др.), Брейзах всегда «играет» на память, так же, как и 2-ю симфонию Брамса в отчетном концерте.
Брамс удался Брейзаху, в особенности же 3-я часть симфонии. В сущности говоря, симфоний было сыграно две: фортепианный концерт Брамса — это, ведь, тоже настоящая симфония с ведущей партией солирующего рояля. Именно так, без нажима на виртуозный эффект, сосредоточенно и вдумчиво играла его Жозефа Розанска — другой гастролер Филармонии. В игре Розанской нет яркой индивидуальности. Она не поражает какими-либо личными свойствами интерпретации. Но у нее несомненно высокий уровень общемузыкальной культуры, позволяющей ей подниматься до осознанного толкования стиля и формы по существу симфонического произведения. Впрочем, наш советский «пианистический фронт» настолько силен, что выступление Розанской не может быть признано явлением чрезвычайного порядка.
Интерес концерта был усилен первым у нас исполнением мастерски инструментованных национальных венгерских танцев Золтана Кодаи.
В. Б—Б.