Пресса
«Правда»
О концерте 18 октября 1934 в БЗФ„Летучий голландец“
Ленинградская Филармония
За последний год наши концертные организации возобновили старую и превосходную традицию постановки оперных произведений в концертном исполнении.
Следует признать, что одним из наиболее удачных опытов в этом отношении является постановка вагнеровского «Летучего голландца» («Моряка-скитальца») в Ленинградской филармонии.
Поэтической основой «Моряка-скитальца» является старинная легенда о заколдованном корабле, обреченном вечно носиться по волнам океана. Эта легенда неоднократно служила темой для литературных обработок, из которых наиболее известной у нас является роман капитана Марриета «Корабль-призрак». Впрочем, отголосок этой легенды встречается и у Марка Твена в его рассказах о Миссисипи.
Непосредственным тематическим источником для Вагнера, однако, послужило изложение легенды в «Салоне» Г. Гейне («Воспоминания господина фон-Шнабелевопского»).
В соответствии с версией Гейне у Вагнера тема дана как личная драма голландца-капитана, при чем Вагнер сгустил романтическую окраску легенды.
Музыкально «Моряк-скиталец» вещь, несомненно, целостная и содержащая в себе очень многие элементы позднейшего вагнеровского творчества. Во многом «Моряк-скиталец» является предшественником «Лоэнгрина». Так же, как в «Лоэнгрине» партия Лоэнгрина является музыкальной основой оперы, в «Моряке-скитальце» такой основой является баллада Сенты, девушки, призванной спасти вечного скитальца, голландского моряка. Да и самый мотив Голландец — Сента и Лоэнгрин — Эльза несомненно близко родственны между собой по ведущей идее исцеления, типичной для вагнеровского творчества.
Все сказанное выше обусловливает колоссальную трудность концертного исполнения такой вещи. В концертном исполнении все элементы спектакля, его сценическое, игровое оформление должно воплощаться в музыкальной передаче, и только в ней. Отсюда требование огромной выразительности и красочности музыкального исполнения.
Превосходный коллектив Ленинградской филармонии отлично справился с этой труднейшей задачей.
Решающую роль здесь сыграло руководство доктора Фрица Штидри, главного дирижера Ленинградской филармонии. Замечательный мастер, соединивший в себе мудрую скупость и пластичность дирижерского жеста с изумительным проникновением в сущность партитуры, Фриц Штидри сумел создать настоящий оперный спектакль на концертной эстраде. Отсутствие мизансцен почти не ощущалось слушателем благодаря исключительной выразительности оркестровых и хоровых звучаний, режиссерски организованных Штидри.
Мне довелось быть на премьере «Моряка-скитальца», когда многое еще не устоялось, в частности были шероховатости в игре медно-духовой группы оркестра. Но и тогда было видно, что это — лишь отдельные недочеты, очень скоро исчезающие.
Среди солистов-исполнителей необходимо отметить молодого певца Виттельса, исполнявшего партию голландца, и певицу Висленеву, певшую партию Сенты.
Оба солиста, принадлежащие к советской музыкальной молодежи, наилучшим образом доказали, что у нас имеются совершенно неиспользованные ресурсы музыкальных кадров. Почти никто не знал Виттельса и Висленеву до их выступления в «Моряке-скитальце». И что же, Виттельс проявил себя талантливейшим художником-певцом, вполне самостоятельным в интерпретации музыкально-драматического образа голландца. Нетрудно предсказать прекрасную будущность этому одаренному человеку.
Что касается Висленевой, то в отчетном спектакле она совершила в некотором роде героический подвиг, исполнив свою труднейшую партию почти с листа, выучив ее за два дня, так как она экстренно заменила заболевшую исполнительницу. Только артист, в совершенстве владеющий техникой своего искусства, может с честью выйти из такого рода испытания. И Висленева блистательно справилась со своей задачей.
В. Городинский