Пресса
«Смена»
О концерте 30 марта 1937, БЗФПамяти великого гения
Бетховенский концерт для молодежи
Четвертый симфонический концерт для молодежи совпал со 110-й годовщиной со дня смерти Бетховена. Эту дату отмечает вся страна. Величайший из композиторов всех времен и народов, гениальный музыкант, философ и мыслитель, он обращался своим творчеством к миллионам. Его симфонии звали на борьбу за лучшее будущее, за торжество Разума.
Но только в стране победившего социализма нашел Бетховен своего подлинного слушателя. В тяжелый 1919 год, год гражданской войны и разрухи, по заданию В. И. Ленина разучивается и ставится в Большом театре опера Бетховена «Фиделио».
В день радостного принятия сталинской Конституции в этом же театре звучит 9-я симфония, и делегаты Съезда устраивают овацию человеку, который, пройдя через вековое испытание времени, остался живым, пламенным певцом счастья человечества.
И вот молодежь города Ленина слушает бетховенскую программу.
Интересное и зажигательное вступительное слово И. И. Соллертинского помогло правильно понять и оценить концерт. Он был составлен 30 марта наредкость хорошо. Это «Кориолан», увертюра, написанная под впечатлением трагедии венского драматурга Коллина, 5-й фортепианный концерт и, наконец, 5-я симфония.
Их объединяет одна тема, один герой. Он предстает перед нами то в образе мужественного полководца Кориолана, то в величественных очертаниях Человека, хватающего свою судьбу за горло, в мощных ликующих звуках финала празднующего свою победу (5-я симфония).
Тем досаднее, что исполнительски многое не соответствовало тому, чего можно было ожидать от такой многообещающей программы. Недостаточно ярко, чуть неровно и нервозно звучала увертюра «Кориолан». Попросту скверно исполнил московский пианист Г. Гинзбург 5-й фортепианный концерт.
Зато замечательное впечатление создало вдохновенное исполнение во втором отделении 5-й симфонии. Мощно и уверенно, с большим подъемом развертывал дирижер Ф. Штидри изумительное полотно этой величественной своей простотой и грандиозностью симфонии. И долго несмолкавшие аплодисменты были ответом благодарных слушателей за незабываемое художественное наслаждение.
Г. Каган