Пресса
«Смена»
О концерте 18 октября 1938, БЗФПрекрасный концерт
На открытии симфонического сезона Ленинградской филармонии
Первый в этом сезоне симфонический концерт явился подлинным торжеством советской музыкальной культуры. Слушатели, до отказа наполнившие большой зал Ленинградской филармонии, надолго запомнят этот замечательный концерт.
Е. А. Мравинский, победитель только что закончившегося в Москве всесоюзного конкурса дирижеров, выступил с большой и интересной программой, составленной из произведений Моцарта, Мусоргского, Хачатуряна, Шостаковича. Трудную творческую задачу поставил перед собой дирижер: в одну программу он включил произведения различных исторических и национальных стилей, произведения контрастного содержания.
Вслед за жизнерадостной моцартовской увертюрой прозвучал поэтичный «Рассвет на Москве-реке» Мусоргского; бурный, темпераментный концерт Хачатуряна сменился сосредоточенной и глубокой «Пятой симфонией» Шостаковича. Успех талантливого дирижера рос по мере исполнения программы и закончился полным его триумфом.
Триумф этот был вполне заслужен.
Еще в прошлом сезоне Мравинский зарекомендовал себя в качестве разностороннего и тонкого, культурного музыканта, умевшего средствами дирижерского искусства мастерски раскрывать художественный замысел композитора. В течение последнего времени талант Мравинского раскрылся во всей своей полноте, и на отчетном концерте он показал себя мастером, в совершенстве владеющим широким, плавным и выразительным жестом, своеобразно мыслящим и глубоко чувствующим художником. Мравинский обладает качеством, которым определяется искусство большого артиста: умением сочетать воедино крепкую волю и живое воображение, холодный ум и горячее сердце.
Триумф дирижера явился одновременно и триумфом двух талантливых советских композиторов, произведения которых были включены в программу. Фортепианный концерт армянского композитора Арама Хачатуряна, получившего музыкальное образование в Москве, принадлежит к числу лучших произведений советской музыки. Красочный, яркий, богато насыщенный национальной мелодикой, концерт этот захватывает слушателей необычайной остротой и стремительностью изложения. Особенно запоминается его вторая часть, представляющая широко задуманную лирическую песню, которая моментами достигает большого драматизма. Превосходный пианист, орденоносец Лев Оборин сыграл концерт Хачатуряна с такой свободной виртуозной отделкой каждой музыкальной фразы, каждого пассажа, которая возможна лишь при полном проникновении в стиль и содержание исполняемого произведения.
Столь же виртуозно была исполнена «Пятая симфония» Шостаковича. Это замечательное произведение было показано Мравинским в Ленинграде в течение прошлого сезона свыше десяти раз — и каждый раз с неизменным успехом.
Еще больший успех выпал на долю автора симфонии в отчетном концерте: с небывалой силой слушатели были захвачены суровым драматизмом первой части, жизнерадостностью второй, глубокой проникновенностью третьей и огромным оптимизмом финала. В художественном успехе этой симфонии велика заслуга Мравинского, сумевшего добиться по сравнению с прошлым годом еще большей рельефности и цельности исполнения.
Общий праздничный под’ем концерта поддерживался превосходным симфоническим коллективом Ленинградской филармонии, игравшим с большим вдохновением и с той художественной законченностью, которые бывают лишь тогда, когда у оркестра наметился с дирижером полный контакт. Будем надеяться, что это творческое содружество доставит нам в будущем немало художественных радостей!
М. Друскин