Пресса

9 декабря 1938

«Кировец»

О концертах декады советской музыки 16 – 30 ноября 1938, БЗФ

Итоги декады советской музыки

В течение двух недель (с 16 по 30 ноября) на всех концертных эстрадах нашей родины звучали произведения советских композиторов.

Декада советской музыки проходила почти во всех городах необ’ятного Советского Союза. Эта декада была смотром достижений советских авторов на самом труднейшем фронте искусства — в музыке.

Эти достижения очень заметны: в произведениях советских композиторов звучат новые мотивы, новые гармонии, отражающие радостную и светлую жизнь многонационального советского народа.

Декада показала, что «музыкальный урожай» 1938 года значительно богаче прошлогоднего. И первые места в его итогах несомненно займут 5-я симфония Д. Шостаковича и музыка к опере «Мать» В. Желобинского (на концерте исполнялись отрывки).

Пятая симфония Д. Шостаковича уже прочно вошла в репертуар симфонических концертов Ленинградской Филармонии. Эта симфония с первых нот захватывает слушателя могучей простотой своей основной темы. Вторая ее часть легка и шутлива. Но это только отдых, переход к следующей. Третья, медленная часть, менее удалась композитору.

Большой интерес представляет также впервые исполненная на концерте в Филармонии музыка В. Желобинского к опере «Мать» по М. Горькому. По тем отрывкам, которые исполнялись (увертюра, несколько хоров и арий), еще трудно судить о всей опере в целом, можно лишь судить о музыкальных достоинствах прослушанных отрывков.

Музыка увертюры (вступления) к опере «Мать» В. Желобинского носит суровый, тревожный характер. В ней иногда слышатся мотивы народных песен. Все это как-то сразу оживляет в памяти незабываемое начало романа М. Горького «Мать», описание фабричной слободки и тяжелого гнета, испытываемого рабочим классом.

В песне забастовщиков, которую исполнял хор Малого Оперного Театра, слышатся отзвуки боевых революционных мотивов. Песня забастовщиков бодра и уверенна. Они верят в свое будущее, в свою победу завтра.

Среди прослушанных хоровых и оркестровых отрывков из оперы «Мать» несколько бледнее выглядят сольные номера, арии и дуэты.

Среди некоторых, показанных в декаде симфонических произведений советских авторов, выгодно отличается чистотой своего звучания и глубокой мелодичностью третья симфония заслуженного деятеля искусств, композитора-орденоносца А. Гедике.

Третья симфония Гедике — насквозь лирическое произведение. Но лирика ее не умиротворяющая, не расслабляющая волю и чувства слушателей. После двух медленных частей, носящих теплый, мечтательный характер, врывается музыка третьей части, глубоко насыщенная горячим оптимизмом.

В период декады советской музыки в Ленинградской Филармонии были исполнены также целый ряд музыкальных произведений композиторов союзных республик. Особенно удачно на концерте 27 ноября оркестр Филармонии под управлением лауреата I всесоюзного конкурса дирижера Н. Рахлина исполнил «Героическую увертюру» украинского композитора Косенко.

В этом же концерте свое великолепное мастерство показали заслуженные артисты УССР орденоносцы О. Петрусенко и М. Гришко, исполнившие несколько арий из оперы «Щорс» украинского композитора Лятошинского.

В заключительном концерте 30 ноября, в котором принимали участие народные артисты СССР орденоносцы Шевкет-Ханум Мамедова и Бюль-Бюль, исполнялись отрывки из оперы Глиэра «Шах-Сенем», из оперы Гаджибекова «Кер-Оглы» и др. Однако нужно сказать, музыка народов СССР в период декады советской музыки в Ленинградской Филармонии, была отражена недостаточно.

Среди исполненных в период декады произведений композиторов РСФСР и других республик было немало таких, которым насчитывается и более десятка лет.

Поэтому прекраснейшая музыка оперы З. Палиашвилли «Даиси» и др. имели все основания снова зазвучать в Ленинграде. Музыка оперы «Даиси» З. Палиашвилли уже давно имеет право занять прочное место в репертуаре многих наших оркестров. Но грузинской музыки в программе Ленинградской Филармонии совершенно не значилось. Это большое и серьезное упущение.

Декада советской музыки подняла большой интерес широких масс к произведениям советских композиторов.

В дни декады многие композиторы выезжали на различные предприятия, военные части, проводили беседы, исполняли свои произведения и т. д. Но к нам на Кировский завод почему-то никто так и не собрался приехать.

Не заметить такого гиганта, как Кировский завод — упущение руководителей Ленинградской Филармонии.

Эм. Гуревич, радиоузел завода



Другие материалы

7 декабря 1938

«Кировец»

О концерте 26 ноября 1938, БЗФ
9 декабря 1938

«Красное Знамя»

О концертах декады советской музыки 16 – 30 ноября 1938, БЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»