Пресса

2 декабря 1939

«Ленинградская правда»

О концертах 24 и 30 ноября 1939, БЗФ

Закончилась декада советской музыки

Декада советской музыки, заключительный концерт которой состоялся 30 ноября, явилась прекрасным и убедительным показателем расцвета искусства в стране социализма.

В последнем концерте были представлены два жанра — инструментальный концерт и кантата. Концерт Б. Шехтера для фортепиано с оркестром, исполнявшийся впервые, напевный и мелодически богатый, оставляет хорошее впечатление. В качестве солиста выступил Яков Флиер.

Монументальная патриотическая кантата Ю. Шапорина «На поле Куликовом» была превосходно исполнена под управлением дирижера А. Гаука симфоническим оркестром Филармонии, хором Академической капеллы и солистами А. Висленевой, Ф. Петровой, А. Батуриным и И. Пичугиным.

24 ноября на эстраде Филармонии были показаны в концертном исполнении фрагменты из четырех новых советских опер.

Концерт начался исполнением отрывков из оперы Л. Ходжа-Эйнатова «Семья», написанной по мотивам кинокартины «Искатели счастья». Были исполнены увертюра, «еврейская пляска» и две арии. Ходжа-Эйнатов известен слушателям главным образом как автор оперы «Мятеж». Судя по отрывкам, композитор в своей новой опере сделал значительный шаг вперед. Вместо рыхлого, бесформенного и малозначительного музыкального материала оперы «Мятеж» в новой опере «Семья» — развернутые, выразительные вокальные партии. Несравненно свободнее композитор владеет сейчас красками оркестра.

Музыка Ходжа-Эйнатова слушается легко и моментами по-настоящему волнует. К сожалению, и теперь попадаются безликие, малозначащие музыкальные эпизоды. Так, к примеру, драматургически чрезвычайно выигрышная ария Блюмы, рисующая душевный разлад, внутреннюю борьбу и глубокие переживания этой женщины, не находит в музыке достаточно сильного воплощения.

После искренней, безыскусной и простой музыки Ходжа-Эйнатова остро прозвучал «Антракт» из оперы композитора Ю. Левитина «Монна Марианна». Очень выразительна «Песня безумной женщины» в исполнении А. Халилеевой, повторенная по требованию публики. Мастерски написан «Дуэт пьяных монахов» (исполнители С. Апродов и Е. Флакс). Но в центральной арии Монны Марианны нет широкого мелодического дыхания, и лишь Преображенской с ее замечательным голосом и покоряющей манерой исполнения удается сделать эту арию впечатляющей.

Ю. Левитину присущ весьма серьезный недостаток: стремление быть во что бы то ни стало оригинальным. Это сказывается во всем — в неестественных, претенциозно-крикливых движениях тромбонов и валторн, в наклонности к эксцентричным звучаниям. В первую минуту это даже импонирует, но очень скоро приедается. Ничем не оправданное стремление к оригинальничанью вредит композитору, сковывает его творческие силы.

Самое большое впечатление из всего показанного оставила короткая четвертая картина из оперы «Волочаевские дни» И. Дзержинского. С первого такта захватывает и волнует проникновенная ария Ольги (артистка Е. Каравашкова). С неослабевающим вниманием следишь за музыкой, прощая автору довольно тусклую звучность оркестра. Слушатели хорошо знают своеобразный музыкальный язык автора «Тихого Дона» и «Поднятой целины». Таков же он и в «Волочаевских днях».

Дзержинскому следует добиваться большей активизации оркестра, большего разнообразия и изобретательности. Тогда воздействие его музыки значительно вырастет.

Противоречивое впечатление оставляют две картины из оперы В. Волошинова «Слава», исполненные в заключение концерта. Интересные эпизоды тонут в пучине бледной музыки. Более удались композитору второстепенные сцены (к примеру, «урок музыки»). Слабое впечатление производят сцены узловые, главные (к примеру, когда мать узнает о тяжелом ранении сына), потому короткая шестая картина кажется тягучей и длинной. Лучшее впечатление производит пятая картина — конструктивно более цельная, конкретная по языку. Хорошо звучат хоры (в исполнении хора Малого оперного театра).

Над созданием советской оперы работают десятки композиторов. Продемонстрированные отрывки из новых произведений свидетельствуют, что советская опера находится на подъеме. Этот концерт особенно ценен тем, что частично приоткрыл перед широкой слушательской аудиторией творческие замыслы композиторов задолго до их сценического воплощения. Такого рода показы следует практиковать и в дальнейшем, практиковать регулярно, а не только в праздничные дни декады советской музыки.

Валерий Желобинский



Другие материалы

23 ноября 1939

«Ленинградская правда»

О концерте 21 ноября 1939, БЗФ
26 ноября 1939

«Правда Ц.О.»

О концерте 24 ноября 1939, БЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»