Пресса

9 марта 1940

«Ленинградская правда»

Об абонементах, посвященных 100-летию со дня рождения Чайковского и концертах 4, 10,12, 18, 24 и 26 февраля 1940, БЗФ

На концертах в Филармонии

Симфоническое наследие Чайковского велико и многообразно. Им написаны 6 симфоний, «Манфред», ряд симфонических поэм, сюиты, «Итальянское каприччио» и т. д.

Нельзя понять развития русской инструментальной музыки, не учитывая той огромной роли, которую сыграло в ней творчество Чайковского. Поэтому особого внимания заслуживает инициатива Ленинградской филармонии, организовавшей два юбилейных абонемента, посвященных, главным образом, симфоническому творчеству великого русского композитора.

Начиная с 4 февраля, т. е. еще за три месяца до официальной юбилейной даты (7 мая исполняется 100 лет со дня рождения композитора), уже состоялся ряд концертов, на которых были исполнены произведения Чайковского.

Интерес Чайковского к проблеме смерти, образ рока, интересовавший Чайковского еще в раннем периоде его творчества (симфоническая поэма «Фатум» написана им в 1869 году) и ставший основным содержанием его последних трех симфоний, обусловил на долгие годы представление о Чайковском как безысходном пессимисте, певце элегических настроений.

Однако в этом образе композитор выражал свой пассивный протест против окружавшей действительности, условия которой мешали человеку жить и воспринимать радость жизни. Чайковский всегда пытается преодолеть фатум, противопоставляя ему то ряд чарующих и манящих образов, царство мечты и грезы (вторые, так называемые «побочные» темы его симфоний, темы медленных частей и т. д.), то картины безудержного веселья с их могучим, все захлестывающим дыханием жизни (финалы 4-й и 5-й симфоний, струнной серенады и др.). Пессимизм Чайковского связан с огромной, всепоглощающей жаждой счастья.

Исключительные качества музыкального языка — большая внутренняя напряженность движения, умение найти яркое музыкальное выражение своих мыслей, блестящая композиционная техника, богатейшая и глубоко индивидуальная инструментовка — ставят Чайковского в ряд величайших симфонистов XIX века.

Музыка Чайковского глубоко связана с современными ему городской песней, городским романсом. Чайковский смело привлекает и использует фольклор — русскую народную песню, — вспомним финал 4-й симфонии, в основу которого положена народная песня «Во поле березынька стояла». Эти черты творчества гениального русского симфониста делают его произведения еще более доступными для широких масс, понятными и любимыми.

Из прошедших пока юбилейных концертов в Филармонии наиболее яркое впечатление оставил концерт под управлением лауреата всесоюзного конкурса дирижеров Н. Рахлина.

Мастерство и темперамент этого талантливого артиста особенно сказались в исполнении «Итальянского каприччио».

Умело и тонко найденные детали, прекрасное чувство темпа помогли Н. Рахлину ярко воссоздать колорит этого замечательного произведения.

Исполнение 5-й симфонии также в целом оставило хорошее впечатление, хотя здесь не обошлось без некоторых недостатков. Особенно это относится к первой части. Вследствие замедленного темпа Рахлину не удалось передать исключительную напряженность в изложении темы. Третьей части — вальсу — недоставало легкости и пластичности.

Несомненный художественный интерес представляли концерты под управлением лауреата всесоюзного конкурса дирижеров — орденоносца Е. Мравинского, в программе которых были 2-я симфония, симфоническая поэма «Франческа да Римини» и 3-й фортепианный концерт (солистка 3. Виткинд).

С большим подъемом и драматизмом была исполнена «Франческа да Римини», одно из гениальнейших творений Чайковского. Мравинскому удалось достичь огромного напряжения в первой части поэмы, изображающей адский вихрь разбушевавшейся стихии.

«Рассказ Франчески» прозвучал с трогательной мягкостью и задушевной простотой. Нельзя не отметить превосходного исполнения тов. Генслером (первый кларнет соло) темы Франчески.

Исполнение 2-й симфонии было менее цельным и несколько формальным. Хотелось больше экспрессивности и песенности в исполнении первой части.

В концертах под управлением Э. Грикурова были исполнены 4-я симфония, симфоническая поэма «Буря» и 2-й фортепианный концерт (солист А. Каменский). Дирижеру более удались мечтательная, медленная часть симфонии и острое, изумительное по оркестровке скерцо, нежели первая часть, полная патетики и драматизма и требовавшая большей напряженности, исполнительской воли и мастерства.

В программе концерта 26 февраля (дирижер К. Элиасберг) были сюита «Моцартиана», симфония «Манфред» и арии из опер (солист С. Мигай). Дирижер сумел выявить прозрачность звучания в «Моцартиане», трагический пафос и монументальность в «Манфреде».

Концерты юбилейных абонементов проходят с больших под’емом, при переполненном зале. Своим большим и заслуженным успехом они в значительной степени обязаны симфоническому оркестру Филармонии, который вновь проявил свое незаурядное мастерство, прекрасную сыгранность и тонкое понимание музыки Чайковского.

Д. Григорьев



Другие материалы

2 декабря 1939

«Ленинградская правда»

О концертах 24 и 30 ноября 1939, БЗФ
1 февраля 1940

«Ленинградская правда»

О новой площадке Филармонии в здании на Инженерной, дом 9. До революции здесь было Общество попечения о больных и раненых, Главное управление Российского общества Красного креста, в 1923–1965 – Дом медицинских работников, сейчас «Банк УралСиб»

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»