Пресса

22 мая 1940

«Известия»

Об оркестре Ленинградской филармонии

Симфоническая культура Ленинграда

Ленинградская музыкальная культура имеет прекрасные традиции. Здесь вызревало симфоническое творчество «могучей кучки» — богатырские симфонии А. Бородина, многокрасочные и образные инструментальные произведения Н. Римского-Корсакова и М. Мусоргского, вся оркестровая музыка М. Балакирева. Здесь пройден был большой путь симфониста «русским Брамсом» — A. Глазуновым. С ленинградской симфонической культурой — и в концертных, и даже в музыкально-сценических ее формах — было во многом связано творчество П. Чайковского, С. Танеева, С. Рахманинова, А. Скрябина. С. Прокофьев и Н. Мясковский — воспитанники Ленинградской консерватории.

После Великой Октябрьской социалистической революции роль Ленинграда как симфонического центра еще увеличилась. Д. Шостакович, Ю. Шапорин, B. Щербачев, М. Штейнберг выросли и самоопределились как симфонисты в атмосфере ленинградской музыкальной культуры. Некоторые из них, как, например, Шостакович, представляют собою ярко выраженную творческую индивидуальность. Другие, как, например, Щербачев, Штейнберг имеют сложившуюся педагогическую систему и несколько поколений учеников — советских композиторов.

Таким образом, речь идет не о школе, а о понятии более широком, объединяющем различные школы и творческие индивидуальности. Речь идет о той взаимооплодотворяющей культуре и творчества, и исполнительства, которая наряду с замечательными композиторами воспитывает и выдающихся исполнителей. А. Коутс, Н. Малько, Д. Похитонов, С. Самосуд, А. Гаук, A. Meлик-Пашаев — все эти дирижеры сложились как мыслящие художники на практике работы с ленинградскими — оперными и филармоническим — оркестрами. К этому внушительному списку следует добавить имя лауреата Всесоюзного конкурса дирижеров Е. Мравинского, ныне главного дирижера и художественного руководителя оркестра Ленинградской филармонии.

Монтеверди, Бах, Гендель, Гайдн, Моцарт, Бетховен — вся немецкая романтическая литература от Вебера до Вагнера и Штрауса, значительная часть произведений романских школ — французской, итальянской, испанской, скандинавские и английские композиторы, современное западно-европейское творчество и, конечно, вся русская симфоническая музыка — таков энциклопедический диапазон возможностей оркестра, таков перечень сыгранного им за годы существования.

Особо нужно указать на «реабилитацию» Малера, на восстановление Брукнера и Брамса, а также на исполнение «нерепертуарных» на театре опер Глюка («Орфей»), Бетховена («Фиделио»), Вебера («Эврианта»), Вагнера («Летучий голландец»), Верди («Сила судьбы») и другие.

Налицо стремление к многообразию трактовки одних и тех же произведений, стремление подойти к ним с различных точек зрения. Эта тенденция стоит в прямой связи с обилием и разнообразием творческих индивидуальностей дирижеров, с которыми оркестровому коллективу филармонии доводилось работать. Здесь следует назвать таких мастеров, как Феликс Вейнгартнер, Отто Клемперер, Эрнест Ансерме, Бруно Вальтер, Вацлав Талих, Оскар Фрид, Фриц Штидри.

Советская музыка — особо важный раздел деятельности оркестра филармонии. Во-первых, по тому месту, которое она занимает в его репертуаре, во-вторых, по тому активному, я бы сказал, педагогическому воздействию, которое оказывает работа оркестра на творческое сознание композиторов. Несомненно, что рост Шостаковича самым тесным образом связан с концертной практикой Ленинградской филармонии. То же можно сказать в отношении Животова, Чулаки и всей нашей композиторской молодежи. Систематические закрытые проигрывания иногда только-что написанных произведений способствуют атмосфере дискуссионности, всевозможным проверкам и пробам, столь необходимым начинающим авторам.

В чем основные выдающиеся качества и исполнительские свойства коллектива? Прежде всего — в ансамблевой слаженности, являющейся результатом многолетней сыгранности и постоянной тренировки. У артистов оркестра воспиталось общее чувство динамических, темповых, колористических соотношений и пропорций. Только такая полная согласованность отдельных групп и отдельных исполнителей между собой и позволяет дирижеру проявлять полную свободу в осуществлении самого смелого и самого сложного замысла.

Среди артистов оркестра Ленфилармонии есть имеющие сорокалетний (и даже более) стаж оркестровой игры. Это — концертмейстеры засл. арт. В. Заветновский (скрипка), засл. арт. И. Брик (виолончель), засл. арт. А. Васильев (фагот), Л. Артемьев (валторна), В. Елизаров (альт), А. Петров (ударные) и др. Значительная часть состава оркестра — артисты от 30 до 40-летнего стажа. Но не меньшее место занимает в коллективе и талантливая молодежь, среди которой прежде всего надо отметить лауреатов всесоюзных конкурсов — В. Генслера (кларнет), Б. Тризно (флейта), И. Шпильберга (скрипка), а также И. Левитина (альт), Е. Синицыну (арфа).

Во главе оркестра — Е. Мравинский. Тяготение к монументальности стиля, к психологической содержательности и крупным формам — наиболее яркое свойство Мравинского-исполнителя. За относительно короткий срок он дал такие разнообразные симфонические «полотна», как «Пер-Гюнт» Грига, IV и VII симфонии Брукнера, «Торжественная месса» Бетховена и его IX симфония, «Поэма экстаза» Скрябина, «Поэма о Сталине» Хачатуряна, V и VI симфонии Шостаковича.

Постоянными дирижерами Ленинградской филармонии являются также Н. Рабинович, музыкант большой культуры, тонкий стилист, великолепно передающий произведения немецких неоромантиков — Р. Штрауса и Малера, а также К. Элиасберг, растущий преимущественно как интерпретатор русских симфонических произведений (Чайковский, Танеев, Скрябин, Калинников, Глазунов). К дирижерскому активу филармонии следует отнести засл. арт. Б. Хайкина, часто и успешно выступающего в симфонических концертах, и молодого талантливого Э. Грикурова.

В. Богданов-Березовский



Другие материалы

16 апреля 1940

«Ленинградская правда»

Об излишне сложном языке аннотаций к концертам абонементов, посвященных 100-летию со дня рождения Чайковского
21 мая 1940

«Смена»

О концерте 20 мая 1940, Москва (Большой зал консерватории)

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»