Пресса
«Вечерняя Москва»
О концерте 22 мая 1940, Москва (Большой зал консерватории)Третий концерт Ленинградской филармонии
Своим концертом Ленинградский оркестр отметил три даты: недавно прошедшие юбилеи Чайковского и Скрябина и предстоящий юбилей Танеева.
Дирижировал К. И. Элиасберг, особенно охотно исполняющий русских композиторов.
Элиасберг — музыкант с бесспорным и большим дарованием. Дирижирует он горячо, увлекая оркестр и слушателей. Дирижерское мастерство Элиасберга стоит на высоком уровне. Он легко добивается разнообразной оркестровой звучности — от самой мягкой до полной и насыщенной (избегая, однако, излишней форсировки и резкости). Элиасберг обладает чувством крупной формы. Он умеет дать «широкое дыхание», интенсивное развитие мысли.
Исполнение Элиасберга еще раз убедительно доказало, что монументальная симфония Танеева — не только произведение выдающегося мастера, но и творение большого художника. Элиасберг показал суровую мужественность музыкальных образов Танеева. Он сумел передать и тот светлый лирический пафос, который так часто слышится в симфонии, сближая ее с ранним творчеством учителя Танеева — Чайковского.
Столь же яркое впечатление оставила «Поэма экстаза». Скрябинские «томления», приподнятая патетика нашли живой отклик у дирижера и в его истолковании захватили слушателей.
Долгими овациями аудитория выразила свою признательность талантливому ленинградскому музыканту и руководимому им оркестру.
Не меньший успех выпал на долю солиста концерта — Дани Шафрана. Безукоризненное чувство стиля, благородство и естественность фразировки, высокое качество звука ставят его в ряд крупнейших музыкантов. Изумительной легкостью и свободой игра Шафрана, уже теперь, заставляет вспомнить игру первокласснейшего виртуоза — Фойермана.
Удивляет, однако, ограниченность репертуара Шафрана. На конкурсе 1937 года он играл «Вариации на тому Рококо» Чайковского. После конкурса он неоднократно повторял их. И сейчас, в концертах показа ленинградского искусства, мы снова слышим те же «Вариации Рококо». Виолончельный репертуар не настолько беден, чтобы была необходимость так часто повторять одно и то же, хотя бы и превосходное произведение.
А. Громан