Статьи

Первый симфонический оркестр России: от Придворного музыкантского хора к Государственному симфоническому оркестру Петроградской Филармонии

Даты, люди, события 1882–1921
Первый симфонический оркестр России: от Придворного музыкантского хора к Государственному симфоническому оркестру Петроградской Филармонии

История первой русской филармонии начинается с ее оркестра. История же самого Оркестра восходит к 1882 году. Именно тогда по Высочайшему Повелению Александра III был создан Придворный музыкантский хор, ставший первым русским симфоническим оркестром.

1882, 16 июля утверждено Временное положение Придворного хора и его штатное расписание. Согласно Положению в состав Придворного хора вошли 57 музыкантов из расформированных оркестров Кавалергардского и лейб-гвардии Конного полков, а также музыканты, дополнительно взятые на службу. Оркестр проходил по военному ведомству, и условия для музыкантов-военнослужащих были по-армейски жесткими. Они, получая небольшое денежное довольствие, обязаны были играть на двух инструментах, не имели отпусков, не могли выехать за границу, участвовать в концертах других коллективов. Придворный музыкантский хор не давал публичных концертов, а играл только при Дворе – на церемониях, увеселительных мероприятиях, во время царских трапез.

Музыканты придворного музыкантского хора, 1887 год

Первым капельмейстером оркестра стал немец Герман Карлович Флиге (1825–1907), выступавший в России с 1870 и, наконец, осевший в столице. Начальником оркестра был барон Константин Карлович Штакельберг (1848–1925), из рода обрусевших немцев, полковник лейб-гвардии Конного полка, отвечавший за музыкальное качество коллектива, его строевую подготовку и быт. Плодами деятельности барона Штакельберга и сегодня пользуются потомки – это богатейшая нотная библиотека Филармонии, начало которой положил первый начальник оркестра (в собрание вошла и его личная библиотека), и открытый в 1903 году на основе коллекции, переданной Александром III, уникальный музей музыкальных инструментов, тщательно собираемых Штакельбергом с первых дней работы в Музыкантском хоре. Личность барона сыграла решающую роль в дальнейшей судьбе Музыкантского хора: в его истории появляется следующая дата.

Герман Карлович Флиге

1897 год приносит изменения в статус коллектива: отныне это не Придворный музыкантский хор, а Придворный оркестр. Оставаясь в подчинении Министерства Двора, оркестр переходит из военного ведомства в гражданское. Музыканты получают «вольную» – теперь они могут преподавать и выступать в камерных ансамблях, но публичные концерты коллектива по-прежнему запрещены. До нового поворота в жизни оркестра остается всего четыре года, а его дальнейшая история будет развиваться стремительно.

1901 год. Придворный оркестр получает право на платные публичные выступления в летний сезон. Оркестру дозволено приглашение иностранных дирижеров и солистов, а также артистов императорских театров, что прежде было строжайше воспрещено.

1902 год. Придворному оркестру разрешены публичные концерты и в зимний сезон.

1902–1916. Барон Штакельберг организовывает «Оркестровые собрания музыкальных новостей», где звучат новинки русской музыки, а также малоизвестные сочинения старых европейских мастеров.

Константин Карлович Штакельберг

1903. В Зимнем Дворце с Придворным оркестром впервые выступает Артур Никиш. Совместные концерты выдающегося немецкого дирижера с петербургскими музыкантами пройдут и в зале Дворянского собрания.

1904, 8 мая. Зал Дворянского собрания. Третий концерт Придворного оркестра п/у Проф. Артура Никиша. Программа: Бетховен. Эгмонт, увертюра; Моцарт. Симфония Es-dur, Гендель. Concerto grosso d-moll; Чайковский. Буря; Вагнер. Венерин грот и вакханалия из оп. «Тангейзер», Смерть Зигфрида из оп. «Валькирия» и «Моряк-скиталец», увертюра. Одиннадцать концертов Никиша с Придворным оркестром пройдут в 1908 и 1909 гг.

Артур Никиш с оркестром

1907, 21 октября. В Петергофе чествуют Придворный оркестр в связи с его 25-летием. В «Высочайшем присутствии» было исполнено концертное отделение из музыки разных эпох на редких и старинных инструментах из собрания Музея Придворного оркестра, Император вручил исполнителям серебряные жетоны, а после его отъезда служащие и артисты оркестра приветствовали своего начальника барона Штакельберга поднесением ему адреса.

Групповое фото, 21 октября 1907

1907, вероятно, ноябрь. После смерти Германа Флиге 25 октября 1907 года руководителем Придворного оркестра становится Гуго Иванович Варлих (1856–1922), скрипач и альтист, полунемец-получех, осевший в России к концу 1870-х. В Оркестре он работает еще с 1888 года, в 1907 становится капельмейстером, а с января 1910 – старшим капельмейстером оркестра. В 1907 году в группу первых скрипок Придворного оркестра зачислен Эраст Евстафьевич Беллинг, который в 1913 займет место младшего капельмейстера Оркестра.

1912–1917. Еще одна инициатива барона Штакельберга – цикл тематических лекций-концертов для студенчества: Оркестр играет классику и новинки русской музыки.

1913 год начинается с выступления Рихарда Штрауса. Почти сразу же после рождественского поста, 23 и 24 января самый знаменитый немецкий музыкант своего времени, дирижер Берлинской Придворной оперы, президент Всеобщего немецкого музыкального союза дает в зале Дворянского собрания два концерта с Придворным оркестром. В первой программе – сцена из ранней оперы «Недостаток огня» и три симфонические поэмы – «Дон Жуан», «Тиль Уленшпигель» и «Жизнь героя». Во второй вечер – вступление к опере «Гунтрам», Танец Саломеи, «Смерть и просветление» и «Домашняя симфония». На концертах присутствует весь музыкальный и весь светский Петербург.

Рихард Штраус с оркестром, 1913 год

1917, 3 марта. Сразу же после Февральской революции Придворный оркестр на экстренном собрании объявляет себя Государственным. Министерства Двора, как и самого Двора, больше нет. Временное Правительство подтверждает Государственный статус Оркестра. Теперь им руководит Совет, куда входят ведущие музыканты оркестра.

1917, май–июнь. Уходит в отставку барон Константин Карлович Штакельберг, прослуживший начальником оркестра все 35 лет со дня его основания. Новая власть не сулит ему ничего хорошего, и совсем скоро он эмигрирует. Приказ о присвоении Штакельбергу звания генерала от кавалерии и начислении ему пенсии подписывает, со ссылкой на Приказ Главного штаба, уполномоченный Комиссара по делам бывшего Министерства Двора Сергей Кусевицкий. Дата подписания – 15 июня. Какое-то время за пультом Государственного оркестра будут еще выступать капельмейстеры Варлих и Беллинг, но вскоре их тоже отправят в отставку.

Приказ о присвоении Штакельбергу звания генерала от кавалерии

1917, 15 мая – 1920, май. 15 мая 1917 года директором Оркестра, вместо Штакельберга, становится Сергей Александрович Кусевицкий (1874–1951). И это не просто смена руководителя, это смена эпох. Собственно, с уходом Штакельберга, а не на общем собрании коллектива 3 марта, фактически закончилась история Придворного оркестра и началась история оркестра Государственного. Кусевицкий занимает пост именно директора. Это традиция: должности дирижера, а тем более, главного дирижера, в России пока не было. Театрами традиционно руководила Дирекция Императорских театров, а дирижер назывался на немецкий лад капельмейстером. Но немецкая традиция рождала и другую ассоциацию – Generalmusikdirektor / генеральмузикдиректор, т. е., музыкальный руководитель и главный дирижер в одном лице, отвечающий за все происходящее в вверенном ему коллективе. Таким человеком должен был стать Сергей Александрович Кусевицкий, обладавший всеми необходимыми для этого качествами: выдающийся контрабасист-виртуоз и дирижер, издатель, импресарио, создавший в Москве собственный симфонический оркестр и выступавший с ним в сериях «Концертов Кусевицкого» в Москве и Петербурге.

Концерты Кусевицкого: анонс Баховских торжеств в зале Дворянского собрания, март 1914

1917, ноябрь. После Октябрьской революции Оркестр остается в подчинении бывшего Министерства Двора, именуемого теперь Народным комиссариатом Имуществ, который предполагает распределить музыкантов в театральные оркестры. Первый шаг по сохранению коллектива предпринимается совсем скоро.

1918. Оркестр переводят в ведение сформированного 18 июня 1918 года Народного комиссариата Просвещения, и он становится Государственным оркестром Наркомпроса РСФСР. Музыканты продолжают работать в театрах, но ведут и самостоятельную деятельность, играя, в том числе, множество так называемых «народных концертов» в зале Зимнего дворца. 27 сентября 1918 года газета «Петроградская правда» публикует статью Луначарского, в которой Нарком просвещения восторженно говорит об оркестре и о деле, которому служат музыканты:

«В числе прочего годного к употреблению наследия из царского двора достался нам и «императорский придворный оркестр». Не знаю, понимали ли цари и их компания что-нибудь в хорошей музыке, но царское звание обязывает. Хочется перед Европой щегольнуть, поэтому, как многое при дворе, так и оркестр был хорошо поставлен. Прекрасные исполнители не получали только ни достойного руководителя, ни, в особенности, достойной публики. Взяв власть, мы, коммунисты, представители трудового народа, и не подумали — как ожидали от нас, «вандалов» — разрушить и распустить оркестр. Мы сохранили его как государственный, в уровень современной дороговизне подняли оплату в нем труда, и оставили за ним еще временным правительством приглашенного чудесного дирижера С. Кусевицкого, дав ему значительно более широкие возможности осуществить его музыкальные планы, чем те, какими он раньше располагал, мы дали продолжительные каникулы музыкантам и теперь предоставим народу на поучение и наслаждение этот прекрасный музыкальный коллектив».

Но проблемы распыления оркестра сохраняются. К тому же многие музыканты, спасаясь от тяжелого быта, уезжают за границу или в провинцию. Мало внимания Оркестру уделяет и Сергей Кусевицкий, который в мае 1920 года покинет Россию, формально – на время, но, как выяснится, – навсегда.

1920 год. 20 мая заместителем Кусевицкого назначают работавшего тогда в Петрограде польского дирижера Гжегожа Фительберга. И хотя его карьера складывалась вполне успешно – он дирижирует в Большом и в Мариинском театрах, в Петроградском Театре музыкальной драмы, в «Русских сезонах» Дягилева в Париже, в Государственном оркестре Фительберг не задержался. Он провел полностью летние концерты в Павловске в 1918 и 1920, частично в 1919, но положение оркестра не исправил – оно оставалось сложным и крайне зыбким. Уже через полгода, в ноябре 1920, Фительберга сменяет присланный из Москвы дирижер Александр Борисович Хессин. Его приезду предшествовало событие, которое внесло определенность в статус Оркестра. Главную роль здесь сыграло вмешательство Наркома Просвещения А. В. Луначарского. Он с самого начала покровительствует коллективу, встречается с его представителями, вникает в проблемы, понимает угрозы самого существования Оркестра и, в конечном итоге, решает его судьбу.

Гжегож Фительберг

19 октября 1920 года Луначарский подписывает Распоряжение, ставшее охранной грамотой коллектива.

Распоряжение по Наркомпросу

Настоящим сообщаю, что Петроградский Государственный Филармонический Оркестр является единственным симфоническим учреждением Республики, образцовым и показательным. Всякое посягательство на внесение дезорганизации в деятельность этого оркестра и попытки его разрушения – преступны. Государственный Филармонический оркестр Петрограда должен остаться неприкосновенным, как учреждение, имеющее первостепенное художественное и общегосударственное значение. Все музыканты артисты, состоящие в списках оркестра до января 1919 года, считаются основным кадром оркестра, с основной службой по Государственному Филармоническому оркестру, при чем всякая другая дополнительная служба и работа членов Филармонического оркестра возможна с согласия МУЗО, лишь как неизбежная необходимость по условиям настоящего времени для нормального функционирования Государственных учреждений (театров) и устанавливается по соглашению между МУЗО и Государственными театрами.

Подлинное подписали:
                     Нарком по Просвещению Луначарский
                                    Управляющий делами Маркус
                                                    Заведующий МУЗО Лурье

В Распоряжении впервые появляются слова «Филармонический оркестр». Вероятно, планы по организации будущей Филармонии обсуждались уже тогда. Одним из инициаторов очевидцы событий называют коротко проработавшего в коллективе дирижера Хессина, предложившего объединить в одном учреждении Симфонический оркестр и коллективы бывшей Придворной капеллы. Но вскоре Хессин вернулся в Москву, а в истории создания Филармонии сохранилось имя другого дирижера. Это Эмиль Альбертович Купер. К нему, имевшему огромный авторитет в музыкальном мире, обратились тогда музыканты – члены Совета Оркестра. Их имена Купер называет в своей автобиографии: председатель Совета скрипач Николай Михайлов и секретарь Совета кларнетист Антон Гришин.

Фактически документ, утверждающий филармонический статус государственного симфонического оркестра стал своего рода двоеточием, за которым последовало другое Распоряжение.

Оркестр на эстраде, 1920-е годы

13 мая 1921 года Луначарский утверждает Положение о Петроградской Государственной филармонии. Оркестр, на основе которого она была создана, становится ее главным коллективом.

И. Р.



ВИДЕО

Владимир Кошелев о создании Придворного оркестра

Владимир Кошелев о создании Придворного оркестра

Владимир Кошелев об инструментах Придворного оркестра (часть I)

Владимир Кошелев об инструментах Придворного оркестра (часть I)

Владимир Кошелев об инструментах Придворного оркестра (часть II)

Владимир Кошелев об инструментах Придворного оркестра (часть II)

Владимир Кошелев об инструментах Придворного оркестра (часть III)

Владимир Кошелев об инструментах Придворного оркестра (часть III)

Владимир Кошелев об инструментах Придворного оркестра (часть IV)

Владимир Кошелев об инструментах Придворного оркестра (часть IV)



Другие материалы

Филармония и блокада

Филармония и блокада

Не только о Седьмой...
Вагнер и Скрябин на службе советов. Как прошел первый сезон Петроградской филармонии

Вагнер и Скрябин на службе советов. Как прошел первый сезон Петроградской филармонии

12 июня 1921 – 11 сентября 1922

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»