Персоны

Александр Хессин

1869–1955
Александр Хессин

Биография

Хессин Александр Борисович – дирижер, композитор, педагог.

В 1893 году Александр Хессин окончил юридический факультет Петербургского университета (1893), в 1899-м – Петербургскую консерваторию по классу композиции Николая Соловьева. Дирижерскому искусству учился в Германии у Артура Никиша и Феликса Мотля, в сезоне 1901/1902 дирижировал в Оперном театре Бреслау.

В этот же период Хессин начинает сотрудничать с Русским музыкальным обществом, по приглашению которого проводит симфонические концерты в Петербурге, в Москве и в других городах Российской империи. Заняв в 1904 году должность директора Московского филармонического училища, Хессин уже в декабре 1905 года вынужден был ее оставить: он и часть студентов были уволены за поддержку протестов рабочих. Открытые письма против увольнения Хессина не возымели действия, а их инициатор Александр Гольденвейзер покинул училище в знак солидарности с уволенным директором.

Хессин возвращается в Петербург, руководит концертами Павловского вокзала (1907–1910), Музыкально-историческим обществом графа Шереметева (1910–1915), дирижирует спектаклями Народного дома (1915–1917), а затем и Мариинского театра (1918–1919). После короткой работы в Харькове он переезжает в Москву, откуда в ноябре 1920 года Наркомпрос командирует его в Петроградский государственный симфонический оркестр (бывший Придворный).

К этому времени руководитель оркестра Сергей Кусевицкий уже уехал за границу, и с коллективом временно работал его заместитель Григорий Фительберг. 2 декабря 1920 года в Государственный филармонический оркестр поступает официальная бумага за подписью заведующего Музыкальным отделом Наркомпроса Артура Лурье: ссылаясь на распоряжение народного комиссара Комиссариата просвещения Анатолия Луначарского, Лурье уведомляет о назначении с 25 ноября сего года заместителем директора оркестра Александра Хессина. © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Александр Борисович Хессин берется за обустройство судьбы коллектива, добивается его дополнительного финансирования, укомплектовывает штат, подает смету на будущий год, ездит с ходатайствами в Москву. Ему принадлежит идея преобразования Государственного оркестра в Филармонию, вхождение в ее состав Капеллы и Хора Архангельского, а также передача Филармонии здания бывшего Дворянского собрания. Предполагается, что после учреждения новой организации Хессина ждет должность ее директора. Но у оркестра есть свое мнение на этот счет. Музыканты видят на директорском посту известного дирижера Эмиля Купера. Страсти вокруг назначения кипят нешуточные. Хессина активно лоббирует Луначарский, артисты же шлют во все инстанции письма, подробно объясняя причину своих предпочтений. Это вызывает крайнее недовольство наркома, «на основании категорического распоряжения» которого «вопросы о кандидатурах исключаются». © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Месткому оркестра приходится оправдываться, но своего они добиваются – директором филармонии назначается Эмиль Купер. Александра Хессина отзывают в Москву для создания там государственного оркестра. Но его дальнейшая жизнь будет связана с преподаванием – в Центральном техникуме театрального искусства (1924–1935) и в Московской консерватории (1935–1941), а с 1943 года он руководит Оперной студией ВТО.

В краткий период своего директорства в Государственном симфоническом оркестре Петрограда Александр Борисович Хессин так и не дал с коллективом ни одного концерта. Два его выступления с оркестром состоятся в Большом зале лишь осенью 1929 года. После концертов дирижер, забыв прошлые обиды, напишет в «Золотой книге» (публикуется впервые):

«Я всегда буду вспоминать с чувством глубокого восхищения ту исключительную гибкость и художественную чуткость великолепного, одухотворенного оркестра Ленинградской Филармонии, которые он проявил на моих выступлениях 30/Х и 2/ XI 1929 года.

А. Хессин».

И. Р.


Концерты

  • 30 октября 1929

    3-й концерт 2-го абонемента

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Александр Хессин

    Стравинский. Симфония для большого оркестра. Р. Штраус. «Веселые проделки Тиля Уленшпигеля». Лист. «Орфей». Берлиоз. Танец сильфов и Ракоци-марш из драматической легенды «Осуждение Фауста»

  • 2 ноября 1929

    1-й концерт 4-го абонемента

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Александр Хессин

    Рамо. Балетная сюита. Моцарт. Симфония № 40. Вагнер. Увертюра «Фауст». «Шелест леса» из музыкальной драмы «Зигфрид». Увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры»



Александр Хессин

Александр Хессин

Дирижер 30 октября 1929



Другие материалы

Борис Фрейдков

Борис Фрейдков

Бас 1904–1966
Рудольф Зигель

Рудольф Зигель

Дирижер 1878–1948

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»