Персоны

Александр Гольденвейзер

1875–1961
Александр Гольденвейзер

Биография

Гольденвейзер Александр Борисович – пианист, композитор, педагог, музыкальный редактор, рецензент и мемуарист.

Александр Борисович Гольденвейзер – важнейшая фигура в истории русской культуры советского периода, в становлении музыкального образования и фортепианной педагогики. В 1931 году он создает при Московской консерватории особую группу одаренных детей, которая в 1936-м будет преобразована в Центральную музыкальную школу, воспитавшую лучших музыкантов страны. В то время Гольденвейзер, профессор консерватории (с 1906-го), уже имеет опыт работы ее директором (1922–1924), эту должность он займет вновь в 1939–1942. Без малого четверть века (1936–1959) Александр Борисович будет заведовать фортепианной кафедрой.

Для своих учеников, а их было более 200, Гольденвейзер стал не только фортепианным педагогом, но настоящим наставником. Такими для самого Гольденвейзера были его учителя в Московской консерватории, куда юный музыкант поступил в 1889 году. По фортепиано он занимался у Александра Зилоти и Павла Пабста (у него окончил факультет в 1895-м), по камерному ансамблю – у Василия Софонова, трудности контрапункта постигал в классе Танеева, по композиции учился у Аренского и Ипполитова-Иванова (у него окончил курс в 1897-м, а в 1922-м сменил учителя на посту директора консерватории).

С Сергеем Ивановичем Танеевым Гольденвейзер будет встречаться в московском доме Льва Николаевича Толстого в Хамовническом переулке и в Ясной Поляне. Толстой любил играть с Танеевым в шахматы, позже партнером великого писателя станет и Гольденвейзер. Но впервые его пригласят сюда 20 января 1896 года как молодого пианиста, и он играет Толстому на рояле. Они подружатся, их общение продлится до смерти писателя, свидетелем которой станет Гольденвейзер: пианист будет одним из подписавших «духовное завещание» Толстого.

О своем общении с писателем Гольденвейзер написал в мемуарах «Вблизи Толстого», которые были изданы в 1959 году (М.: Гослитиздат) и переиздавались позднее. Опубликованы и воспоминания Гольденвейзера о Рахманинове – почти ровесники, они вместе учились у Зилоти и дружили. Знаком Гольденвейзер был с Метнером, Шаляпиным, с Чеховым (впервые встретились в доме Толстого), у пианиста хранились фотографии с дарственными надписями от Римского-Корсакова, Глазунова, Казальса.

Эти обстоятельства дореволюционной биографии Александра Борисовича были известны его коллегам и ученикам по консерватории. Особый ореол вокруг фигуры профессора рождал спасительное ощущение преемственности русской культуры, не утраченной в новейшее время.

Впрочем, оно (время) тоже пришлось Гольденвейзеру «впору». Образованный, талантливый, энергичный, полный энтузиазма – он всё время трудился. Выступал в концертах, сочинял музыку – она исполнялась, некоторые фортепианные пьесы Гольденвейзера сохранились в детском репертуаре и сегодня. Его редакция 32-х сонат Бетховена (а это огромный труд) для многих поколений пианистов стала настольной, получив должную оценку не только в СССР, но и в Европе. А еще он публиковал статьи и рецензии в газетах и журналах, писал мемуары. Но больше всего любил своих учеников. Разветвленный род Гольденвейзеров (братья отца, их дети, внуки) был славен известными юристами, литераторами, инженерами. У самого Александра Борисовича детей не было. Его крестным сыном стал Андрей Дмитриевич Сахаров (его мама – родная сестра первой жены Гольденвейзера). Но для своих учеников он готов был стать настоящим отцом. Услышав игру юного Григория Гинзбурга, он не только бесплатно с ним занимается до поступления в консерваторию, но и, зная, что у семьи юного музыканта нет средств, поселяет его в своей квартире, взяв на полное обеспечение. Гинзбург будет позже много играть в Ленинградской филармонии, как и другие знаменитые ученики Гольденвейзера – Самуил Фейнберг и Роза Тамаркина, Татьяна Николаева, Лазарь Берман и Дмитрий Башкиров.


© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Сам Александр Борисович появлялся здесь не часто. Исполнение концерта Грига в Большом зале под управлением Эрнеста Ансермев 1936-м было его единственным выступлением с Заслуженным коллективом. В октябре 1939 года он аккомпанировал солистке Большого театра Елене Кругликовой, в 1940-е дал четыре сольных концерта с программами из Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шумана, Листа и Шопена. Шопену был полностью посвящен последний клавирабенд Александра Гольденвейзера в Большом зале, сыгранный 28 апреля 1949 года.

После открытия Малого зала имени Глинки Александр Борисович Гольденвейзер сыграет здесь четыре сольных вечера, последний из них состоится 14 апреля 1956-го, пианисту будет 81 год.

В 1955 году музыкант передал весь свой архив и библиотеку государству. Теперь они хранятся в Доме-музее Гольденвейзера на Тверской, 17, а в музыкальной гостиной дома в память о его хозяине продолжается активная концертная жизнь.

И. Р.


Концерты

  • 22 декабря 1936

    (репетиционный план оркестра)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Эрнест Ансерме

    Моцарт. Симфония ре мажор. Григ. Концерт для фортепиано с оркестром. Стравинский. Сюита из сказки-балета «Жар-птица». Дюка. «Ученик чародея»

  • 19 октября 1939

    1-й концерт абонемента для рабочей художественной самодеятельности

    Вокальный вечер
    Заслуженная артистка РСФСР
    Елена Кругликова
    и народный артист РСФСР
    Александр Гольденвейзер

    В программе: Глинка, Римский-Корсаков, Гольденвейзер, Чайковский

  • 23 января 1940

    Фортепианный вечер
    Александр Гольденвейзер

    Моцарт. Соната ля мажор. Бетховен. 32 вариации до минор. Соната № 14 «Лунная». Шопен. Девять прелюдий. Баллада № 1 соль минор. Шуман. «Карнавал»

  • 5 мая 1947

    (рукописная книга)

    Фортепианный вечер
    Александр Гольденвейзер

    Моцарт. Соната ля мажор. Бетховен. Соната № 14 «Лунная». 32 вариации до минор. Бородин. «Маленькая сюита». Чайковский. Тема с вариациями. Шуман. «Карнавал»

  • 16 ноября 1948

    (рукописная книга)

    Фортепианный вечер
    Александр Гольденвейзер

    Моцарт. Соната до мажор. Шуберт. Экспромт. Бетховен. Соната № 23 «Аппассионата». Шопен. Три прелюдии. Шесть мазурок. Баллада № 1. Лист. Этюд ре-бемоль мажор. «Сонет Петрарки». «Мефисто-вальс»

  • 28 апреля 1949

    (рукописная книга)

    Фортепианный вечер
    Александр Гольденвейзер

    Шопен. 12 прелюдий. Соната № 2. Баллада № 3. Девять мазурок. Баллада № 1. Этюд. Вальс. Ноктюрн




Другие материалы

Иосиф Галкин

Иосиф Галкин

Кларнет 1921–2011
Алла Пирская

Алла Пирская

Директор филармонии в 1979–1981 1931–2014?

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»