Персоны

Эмиль Купер

1877–1960
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Эмиль Купер

Биография

Купер Эмиль Альбертович – первый директор и главный дирижер Петроградской государственной филармонии (1921–1923).

Эмиль Альбертович Купер был чрезвычайно яркой фигурой в русской музыкальной культуре первой четверти ХХ столетия. В судьбе же Петербургской филармонии он сыграл, возможно, решающую роль.

Эмиль Купер родился в Херсоне. Первоначальное музыкальное образование по скрипке и композиции получил в Одесском музыкальном училище. Дирижированием занимался самостоятельно, взяв лишь несколько уроков у Артура Никиша.

Дирижерский дебют Купера был случайным: в 1897 году, он, концертмейстер оркестра Киевской оперы, заменяет дирижера в спектакле «Фра Дьяволо» Обера, а уже в 1900-м официально становится дирижером Киевского театра. В 1907 году с серьезным оперным багажом Купер переезжает в Москву. Критики и публика сразу же обращают внимание на молодого музыканта. Он ставит в частной опере Солодовникова «Бориса Годунова», и Москва не узнает труппу, прежде не славившуюся ни солистами, ни оркестром. Перейдя в частную оперу Зимина, Купер вновь приковывает к себе внимание меломанов. Здесь он снова ставит «Годунова», затем дает премьеру «Золотого петушка» Римского-Корсакова и впервые в России – «Мейстерзингеров» Вагнера (обе премьеры в 1909 году). Рихарда Вагнера, главного своего композитора на оперной сцене, Купер дважды едет слушать в Байройт – в 1911 и 1912 годах. С Вагнером приходит и в Большой театр: в его планах – «Кольцо нибелунга», но из тетралогии ставит только «Гибель богов» (1911) и «Золото Рейна» (1912), а в 1914-м выпускает «Тангейзера». В репертуаре Купера и оперы Верди, Гуно, Бизе, Чайковского, Римского-Корсакова, под его управлением проходит первая на сцене Большого постановка «Сказки о царе Салтане», балеты Стравинского. На его спектакли приходит вся Москва. Теперь он уже признанный мастер. Дягилев приглашает Купера на «Русские сезоны» в Париж и Лондон (в 1909, 1912, 1913 и 1914). В Лондоне Купер задерживается, не имея возможности выбраться из охваченной войной Европы: здесь в библиотечных архивах он изучает рукописи Бетховена, партитуры Марчелло и Вивальди.

Слава приходит к Куперу и на концертной эстраде. Он руководит в Москве симфоническими концертами Кружка любителей русской музыки, а затем и Русского музыкального общества, куда в юбилейном 50-м сезоне 1910/1911 Купера приглашают на все симфонические собрания. Он исполняет Римского-Корсакова, Бородина, Балакирева, Чайковского, и критика вновь не скупится на похвалы, сравнивая дирижерский талант Купера с Рахманиновым и Никишем. В его концертных программах есть и музыка Дебюсси. Французский мастер близок не только Куперу-дирижеру, но и Куперу-композитору. 15 декабря 1916 года он выносит на суд московской публики свои симфон ческие опусы, в которых рецензенты отмечают несомненное влияние Дебюсси. Но на сочинение музыки времени не хватает. Купер много дирижирует. Одним из его кумиров становится Скрябин. 21 февраля 1909 года в присутствии автора Купер впервые исполнит в Москве «Божественную поэму» и «Поэму экстаза» (в этом же концерте Скрябин играет свою Пятую сонату). В 1910 и 1911 годах Эмиль Купер приезжает на летние симфонические сезоны в Павловск, и убедительный жест дирижера преображает работавший там оркестр Шереметевской капеллы. В 1916 году он появляется в концерте Зилоти в Петербурге: в программе Лист, Скрябин, Рахманинов, Аренский и Мясковский. Строгий Василий Каратыгин публикует в «Речи» благожелательную рецензию.

Круг Купера – цвет русской культуры. Купер дружен с Шаляпиным и Собиновым, Билибиным и Бенуа, его портреты пишут Головин и Верейский.

Купер с участниками первой постановки "Дон Карлоса" Верди в Большом театре. Москва, 1916 г.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

События 1917 года застают дирижера в Москве. Он работает в Большом театре. Здесь царит растерянность. Многолетний (с 1901 года) директор Императорских театров Владимир Теляковский теперь продает билеты в железнодорожной кассе. Артистам предоставлена возможность самим выбрать руководителей. В Большом театре труппа выдвигает на должность директора Леонида Собинова, в директорат входит и Эмиль Купер. В Мариинском художественным руководителем становится Федор Шаляпин, с которым Купера объединяют годы интенсивного сотрудничества – и в Большом театре, и у Дягилева. Уже в 1919-м Эмиль Купер переезжает в Петроград – его назначают на должность директора Петроградского государственного театра оперы и балета (Мариинского театра). Здесь уже в первые два сезона под его руководством одна за другой идут оперы «Руслан и Людмила», «Онегин», «Пиковая дама», «Снегурочка», долгожданный «Петрушка» Стравинского. Одновременно Глазунов приглашает Купера в консерваторию, где он ведет дирижерский класс. А в 1921 году по просьбе музыкантов Государственного симфонического оркестра Купер становится его директором. Вместе они добиваются открытия Петроградской филармонии на базе Оркестра. 13 мая 1921 года нарком просвещения Луначарский подписывает приказ о назначении Купера директором Филармонии [1]. Но фактически он является и главным дирижером оркестра. Именно Купер стоит за пультом на торжественном открытии Филармонии 12 июня 1921 года, дирижируя программой из произведений Чайковского.

Назначение не стало неожиданностью для Купера. К тому времени он уже сотрудничал с Государственным симфоническим оркестром. Их первое совместное выступление прошло 4 июля 1919 года в Павловском вокзале с программой из сочинений Скрябина. Затем, до октября, последовало еще пять концертов русской музыки – Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков, Рахманинов, Танеев, Лядов, Стравинский, Глиэр, Василенко. В апреле 1920-го в зале Капеллы Купер и Оркестр вновь играют Скрябина, на сей раз всего. Цикл из трех концертов памяти композитора повторяется дважды.

В 1920 году уезжает Сергей Кусевицкий, руководивший Государственным оркестром после Февральской революции. Музыканты сами обращаются к Куперу с предложением возглавить коллектив. Об этом дирижер вспоминает в своей «Неоконченной автобиографии»:

«Комитет Государственного оркестра явился ко мне с известием, что оркестранты избрали меня своим директором. […] Они настаивали, и я должен был согласиться. […] материальные условия жизни с каждым днем становились все хуже и хуже. И все же существовавшее положение придавало нам какую-то новую энергию, и всякая работа производилась очень честно и охотно. Я предложил комитету заняться осуществлением идеи создания Государственной филармонии. Председатель комитета Н. Михайлов и секретарь А. Гришин были командированы в Москву для личных переговоров с Луначарским. Цель их поездки заключалась в том, чтобы государство признало необходимость филармонии, приняло ее под свою опеку (учреждение это должно быть государственным, а не частным) и утвердило смету» [2].

«Командированные после переговоров с Луначарским добились утверждения Петроградской государственной филармонии. Распоряжение по Наркомпросу было подписано Луначарским 19 октября 1920 года. Гришин вернулся в Петроград с утвержденным проектом преобразования оркестра в Государственную филармонию и с приказом о назначении меня директором оркестра. Комитет, во главе которого я был, приступил к осуществлению своей цели» [3].

Распоряжение о назначении Купера Главным дирижером Государственного филармонического оркестра в Петрограде. Москва, 26 марта 1921 г.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Распоряжение о назначении Купера директором Государственной филармонии в Петрограде. Москва, 16 мая 1921 г.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Выбор кандидатуры Купера никому не казался случайным. Неуемная энергия, умение ставить цель и добиваться ее решения – всё это было необходимо для руководителя вновь созданной организации. В музыкальных и театральных кругах высоко ценят его организаторский талант и личные качества. К тому же у Купера уже есть опыт директорства. А его дирижерский авторитет был к тому времени непререкаем. Так что назначение Купера на должность первого директора Филармонии выглядело естественным и единственно верным. Его поддерживают единомышленники – после торжественного открытия Филармонии они преподносят Куперу памятный адрес. Среди подписавшихся – композиторы Александр Глазунов, Максимилиан Штейнберг, художники Александр и Альберт Бенуа, солистка концерта-открытия Филармонии скрипачка Цецилия Ганзен, певец Иван Ершов, концертмейстер Филармонического оркестра Виктор Заветновский, музыканты оркестра.

Эмилю Альбертовичу Куперу.
Скромная памятка о трудном предприятии открытия Филармонии в день ее первого концерта 12-го июня 1921-го года.
Петроград.

Отныне вся безудержная энергия Купера направлена на организацию жизни Филармонии, хотя он не оставляет работу ни в ГАТОБе, ни в консерватории. В Филармонии Купер решает административные и хозяйственные проблемы, формирует структуру новой организации. Но главным для Купера-дирижера остается концертная деятельность. Теперь в его руках первоклассный коллектив – первый русский симфонический оркестр.

Основные дирижерские пристрастия Купера, определившие облик первых трех сезонов, заявлены в серии концертов, посвященных открытию Филармонии. На первых концертах 12, 15 и 19 июня 1921 года играют Чайковского. Уже в сентябре Купер даст цикл из трех концертов, в котором исполнит симфонии №№ 4, 5 и 6. Но в афише будут и три первых симфонии, и почти все увертюры, из концертов – Скрипичный и Концертная фантазия для фортепиано, хора и оркестра (при этом Первый фортепианный – ни разу), сюита из «Щелкунчика», с солистами Мариинского театра – арии и дуэты из опер. Следующие три концерта – 22, 24 и 26 июня – отданы Вагнеру. К нему Купер будет возвращаться вновь и вновь, исполнив фрагменты из всех (кроме «Летучего голландца») опер композитора: от увертюры к «Риенци» до «Чуда страстной пятницы» из «Парсифаля». Его партнерами на сцене выступают солисты ГАТОБа – Мариинского театра, с которыми он сотрудничал на театральной сцене, в том числе лучшие вагнеровские певцы русской оперы – Иван Ершов и Софья Акимова.

После монографий Рахманинова (единичное исполнение) и Листа (он будет звучать еще не раз), а также нескольких смешанных программ из Вагнера и Бетховена в афише обозначается следующая важнейшая точка: 26, 28 и 31 июля 1921 года Купер с оркестром представит цикл, в котором за три вечера прозвучит весь Скрябин. Фортепианный концерт играет Владимир Софроницкий (5 ноября 1911 года, менее 10-ти лет назад, Скрябин сам играл его на этой сцене в авторских вечерах под управлением Александра Зилоти). За три года Купер исполнит такой цикл пять раз, и это не считая отдельных скрябинских программ.

Вскоре на филармонической афише будет заявлено еще одно важнейшее для Купера имя: 10, 12 и 13 августа Оркестр под его управлением исполнит Бетховена в цикле из трех концертов «В пользу голодающих». Программу частично повторят 17 и 20 августа. Бетховенский цикл, уже с другой программой, будет дан еще раз в следующем сезоне, но Купер исполняет Бетховена и в отдельных монографических концертах, и в смешанных программах. За три года они сыграют с оркестром все (кроме Первой) симфонии Бетховена, увертюры «Эгмонт», «Кориолан» и «Леонора» № 3, Скрипичный концерт, Четвертый и Пятый фортепианные концерты с Марией Юдиной.

Визитная карточка Купера – монографические программы. Убедительное подтверждение тому – стремительная серия идущих подряд концертов сразу же после открытия зимнего сезона 1921–1922. В декабре – Бетховен (4.12), Вагнер (7.12), Скрябин (11.12), Римский-Корсаков (12 12), Чайковский (14.12), Берлиоз (18.12), Брамс (21.12). В январе – Глазунов (1.01), Дебюсси (4.01), Григ (8.01), Сен-Санс (11.01), Моцарт (15, 18, 22.01 – три разные программы), Шуберт (29.01). В феврале – Рихаpд Штраус (5.02), Глинка (15.02), Скрябин (19.02).

При формировании репертуара Купер руководствуется не только личными пристрастиями, хотя они, безусловно, важны, не только запросами публики, которые Купер старается формировать сам. Ему нужно поддерживать и совершенствовать профессиональную форму коллектива, развивать столь необходимые любому оркестру навыки исполнения музыки разных стилей. Коллектив Купера должен чувствовать себя одинаково свободно и в прозрачной фактуре Моцарта, и в плотной бетховенской партитуре, в строгих симфониях Шуберта и Брамса и в эмоционально насыщенных симфониях Берлиоза, Малера (лишь однажды Купер исполнит его Пятую симфонию [4]) и Чайковского, в разряженной инструментальной ткани Грига и Лядова и в сочном оркестре Римского-Корсакова и Рихарда Штрауса. Все эти имена, а также Глинка, Бородин, Мусоргский, Балакирев, Шуман, Лист и другие стоят в афишах концертов Купера.

Среди недавно ушедших старших современников дирижера в программах есть такие разные композиторы, как Дебюсси и Танеев. Концерт из сочинений Дебюсси 4 января 1922 года почти полностью повторяет программу авторского концерта композитора, прошедшего под его управлением в Дворянском собрании 27 ноября 1913. С Танеевым Купер был лично знаком, а в 1913 году они вместе выступали в концерте памяти Чайковского, организованном Русским музыкальным обществом: Танеев солировал в Концертной фантазии Чайковского, дирижировал Купер. Среди современников оркестр играет Рихарда Штрауса (почти все сочинения были исполнены на этой сцене Придворным оркестром под управлением автора 24 и 25 января 1913 года), Черепнина (с ним Купер тоже знаком лично). Играют и Стравинского: именно Купер был когда-то инициатором постановки его «Жар-птицы» и «Петрушки» в Большом театре. А в 1913-м он дирижировал в Париже на дягилевских «Русских сезонах» вторым премьерным спектаклем оперы «Соловей» [5], I действие которой представит в Большом зале: среди солистов будут и участники того парижского исполнения. Купер играет с оркестром Третью симфонию Мясковского[6] и сочинения сегодня забытого, но в 1920-е годы очень популярного немецкого композитора Макса фон Шиллингса.

Таким насыщенным и очень разным был репертуар Филармонического оркестра во времена Купера.

Критика называла стиль его работы автократическим. Но с Оркестром у Купера отношения уважительные. Они стали единомышленниками еще в процессе подготовки всех формальных решений по созданию Филармонии: обсуждали, советовались, действовали. Купер ценит музыкантов, и два посвященных им события – доказательство тому. 17 февраля 1923 года в Большом зале проходит концерт с титулом «Чествование артистов оркестра, прослуживших более 20 лет». За пультом два дирижера – Глазунов с посвященной Придворному оркестру «Торжественной увертюрой» и Купер. В апреле этого же года бетховенский цикл играют на «Бенефисе оркестра Государственной Академической Филармонии». Серьезность акции подчеркнута и тем, что в программе нет популярных и часто исполняемых при других обстоятельствах Третьей и Пятой симфоний; для бенефиса, а это три концерта, Купер выбирает симфонии №№ 2, 4, 6, 7 и 9. Примечательно и другое: три бенефисные программы 18, 22 и 25 апреля идут сразу же после юбилейного концерта Эмиля Купера, устроенного в Филармонии 13 апреля 1923 года по случаю 25-летия его дирижерской деятельности. Этим интеллигентным жестом Купер словно подтверждает близость с Оркестром, любовь и уважение к нему. Для своего юбилейного вечера Купер выбирает Скрябина – «Божественную поэму» и «Поэму экстаза».

В Филармонии Эмиль Купер проработал три сезона, дав 123 концерта. Интенсивность работы была разной. В первый, самый трудный и долгий сезон (с 12 июня 1921 по 7 августа 1922), у Купера 75 концертов, это почти все симфонические программы сезона. Во втором сезоне (он многим короче – с 5 ноября 1922 по 30 мая 1923) их уже значительно меньше – 28. В апреле 1923-го, сразу после юбилейного концерта, он уезжает на длительные гастроли и с 22 октября 1923 года уже не числится директором Филармонии. На самом деле обязанности руководителя организации он прекращает выполнять еще раньше, уточняя в автобиографической записке: «с 5 июля 1923 г. я фактически не принимаю никакого участия в делах филармонии»[7]. В последнем, третьем, сезоне Эмиль Купер дает с оркестром всего 10 концертов (31 октября 1923–16 апреля 1924). В освободившееся время он возвращается к тесному сотрудничеству с ГАТОБом, где в 1923 году ставит три оперы. Конечно же это Вагнер – «Тангейзер», «Валькирия» и «Зигфрид». Вагнеровской программой Эмиль Альбертович Купер прощается и со сценой Большого зала созданной им Филармонии. 16 апреля 1924 года Симфонический оркестр исполняет под его управлением фрагменты из «Парсифаля», «Тристана и Изольды», «Валькирии» и «Гибели богов».

В 1924 году Купер уезжает в очередное концертное турне. Как и Сергей Кусевицкий, его предшественник на посту главного дирижера Государственного оркестра, Эмиль Купер в Советскую Россию больше не вернется.

Купер матери в Ленинград. Берлин, 28 декабря 1926 г.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Париж, 8 мая 1931 г.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Париж, 1934 г.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Что стало толчком к отъезду из России для успешного, всеми признанного Купера? Он осторожно отвечает на этот вопрос в своей «Незаконченной автобиографии»:

«Я лично думал, что революция, вероятно, является как бы народным праздником, и что общественные отношения, вероятно, так же легко перетасовать, как колоду карт. Оказалось, что я был совершенно не прав» [8].

Еще одно свидетельство – статья «Памяти Артура Никиша» (1922), где Купер с горечью пишет: «Как протекала деятельность Никиша в последние годы, годы мировой войны и революции, мы, отрезанные силой обстоятельств от внешнего мира, к великому прискорбию нашему, не знаем…»[9]. Очевидно, что отечество для Купера – не только земля, на которой он живет, но и пространство мировой культуры, частью которой он себя справедливо ощущает. Об этом говорят и все его филармонические программы, и мемориальные концерты, которые Купер посвящает памяти Данте, Сен-Санса, Никиша. Возможно, ему предлагали дирижировать концертами памяти Урицкого в 1921-м или памяти Ленина в 1924-м? Но Купер принял решение, и в мае 1924 года ему аплодирует уже другая публика – театра «Колон» в Буэнос-Айресе, где он дирижирует «Борисом Годуновым».

За границей Купер много работает. Он дирижирует в Буэнос-Айресе, в мадридском театре «Реал», в парижской «Гранд Опера», в 1926–1928 руководит оперой в Риге, затем работает в Париже, где задерживается вплоть до войны, покидая Францию лишь на три года (1929–1932) для того, чтобы возглавить Чикагскую городскую оперу. Важное место в его репертуаре занимают русские оперы, многие из которых он впервые открывает для западной публики. В 1940 году перебирается в Нью-Йорк, работает сначала в Городской опере, преподает в Джульярде, а в 1944-м получает контракт в «Метрополитен-опере», где дебютирует в постановке «Пеллеаса и Мелизанды» Дебюсси. В «Мет» он руководит американской премьерой «Питера Граймса» Бриттена, дирижирует «Парсифаля», «Аиду», «Бориса Годунова», «Золотого петушка», «Похищение из сераля» и завершает работу в 1950 году новой постановкой «Хованщины». После этого на театральной сцене Купер еще поставит «Отелло» Верди, «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, «Консула» Менотти – это будет уже в Монреале.

Купер с сестрой Беатой Мещаниновой и её мужем, скульптором О. С. Мещаниновым. Предположительно во Франции, вторая половина 1940-х годов.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Купер в Кальяри (о. Сардиния, Италия). 1951 год.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Одновременно все это время Купер выступает как симфонический дирижер. Он работает с Берлинским и Лондонским филармоническими оркестрами, с оркестром Консертгебау, с парижскими оркестрами – в 1936-м за вклад во французскую культуру получает орден Почетного легиона. В программах дирижера по-прежнему много русской музыки. Глинку, Римского-Корсакова, Чайковского и Стравинского 82-летний Эмиль Купер исполняет с Городским симфоническим оркестром Батон Ружа и на своем последнем концерте, незадолго до смерти, в 1960 году.

В 1988 году в московском отделении издательства «Советский композитор» вышел сборник «Эмиль Купер. Статьи. Воспоминания. Материалы». В нем, помимо пространного эссе редактора-составителя Г. Я. Юдина и очерков о театральной деятельности Купера, опубликованы рецензии на его спектакли и концерты, большой иконографический материал, а также впервые, хотя и с купюрами, автобиография дирижера.

И. Р.


[Назад] В программке исполнение указано как премьерное. Но Купер уже дирижировал премьерой симфонии в Москве в 1915 году и в Петрограде 26 ноября 1916 года в Концертах Зилоти. Сохранились рецензии на оба концерта. См.: Эмиль Купер. Статьи. Воспоминания. Материалы. Незаконченная автобиография / Под общей редакцией Г. Я. Юдина. М.: Советский композитор, 1988. С. 108–189, 110–111.


Концерты

  • 12 июня 1921

    (3 концерта с повторением программы – 12, 15 и 19 июля)

    Цикл концертов, посвященных открытию Петроградской филармонии
    Филармонический оркестр
    Дирижер – Эмиль Купер
    Солистка – Цецилия Ганзен

    Чайковский. Симфония № 6 «Патетическая». Концерт для скрипки с оркестром. Фантазия «Франческа да Римини»

  • 15 июня 1921

    (повторение программы 12 июня)

    Цикл концертов, посвященных открытию Петроградской филармонии
    Филармонический оркестр
    Дирижер – Эмиль Купер
    Солистка – Цецилия Ганзен

    Чайковский. Симфония № 6 «Патетическая». Концерт для скрипки с оркестром. Фантазия «Франческа да Римини»

  • 19 июня 1921

    (повторение программы 12 и 15 июня)

    Цикл концертов, посвященных открытию Петроградской филармонии
    Филармонический оркестр
    Дирижер – Эмиль Купер
    Солистка – Цецилия Ганзен

    Чайковский. Симфония № 6 «Патетическая». Концерт для скрипки с оркестром. Фантазия «Франческа да Римини»

  • 22 июня 1921

    Филармонический оркестр
    Вагнер
    Дирижер – Эмиль Купер
    Солист – Иван Ершов

    Вагнер. Увертюра «Фауст». Фрагменты из опер «Лоэнгрин», «Зигфрид», «Гибель богов», «Тристан и Изольда», «Тангейзер»

  • 24 июня 1921

    (повторение программы 22 июня)

    Филармонический оркестр
    Вагнер
    Дирижер – Эмиль Купер
    Солист – Иван Ершов

    Вагнер. Увертюра «Фауст». Фрагменты из опер «Лоэнгрин», «Зигфрид», «Гибель богов», «Тристан и Изольда», «Тангейзер»

  • 26 июня 1921

    (повторение программы 22 и 24 июня)

    Филармонический оркестр
    Вагнер
    Дирижер – Эмиль Купер
    Солист – Иван Ершов

    Вагнер. Увертюра «Фауст». Фрагменты из опер «Лоэнгрин», «Зигфрид», «Гибель богов», «Тристан и Изольда», «Тангейзер»

  • 29 июня 1921

    Филармонический оркестр
    Рахманинов
    Дирижер – Эмиль Купер
    Солист – Герман Бик

    Рахманинов. Симфоническая поэма «Остров мертвых». Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Симфония № 2

  • 2 июля 1921

    Филармонический оркестр
    Рахманинов
    Дирижер – Эмиль Купер
    Солист – Герман Бик

    Рахманинов. Симфоническая поэма «Остров мертвых». Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Симфония № 2

  • 4 июля 1921

    Для Союза работников искусств (повторение программы 12 июня)

    Филармонический оркестр
    Чайковский
    Дирижер – Эмиль Купер
    Солистка – Цецилия Ганзен

    Чайковский. Симфония № 6 «Патетическая». Концерт для скрипки с оркестром. Фантазия «Франческа да Римини»

  • 6 июля 1921

    Филармонический оркестр
    Лист
    Дирижер – Эмиль Купер
    Солистка – Ирина Миклашевская

    Лист. «Фауст-симфония». Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Мефисто-вальс № 2

  • 9 июля 1921

    (повторение программы 6 июля)

    Филармонический оркестр
    Лист
    Дирижер – Эмиль Купер
    Солистка – Ирина Миклашевская

    Лист. «Фауст-симфония». Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Мефисто-вальс № 2

  • 10 июля 1921

    Для Петрогубполитпросвета

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Эмиль Купер

    Бетховен. Симфония № 5. Вагнер. Увертюра «Фауст». «Шелест леса» из музыкальной драмы «Зигфрид». Увертюра к опере «Тангейзер»

  • 17 июля 1921

    Для Петрогубполитпросвета

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Эмиль Купер
    Солистка – Софья Акимова

    Бетховен. Симфония № 5. Вагнер. Фрагменты из опер «Лоэнгрин», «Тристан и Изольда», «Валькирия»

  • 26 июля 1921

    I концерт

    Филармонический оркестр
    Цикл Скрябина
    3 концерта (26, 28, 31 июля)
    Дирижер – Эмиль Купер

    Скрябин. Прелюдия «Мечты». Симфония № 1. Симфония № 4 «Поэма экстаза»

  • 27 июля 1921

    Филармонический оркестр
    Лист
    Дирижер – Эмиль Купер
    Солистка – Ирина Миклашевская

    Лист. «Фауст-симфония». Концерт для фортепиано с оркестром № 1

  • 28 июля 1921

    II концерт

    Филармонический оркестр
    Цикл Скрябина
    3 концерта (26, 28, 31 июля)
    Дирижер – Эмиль Купер
    Солистка – Ирина Миклашевская

    Скрябин. Симфония № 2. Симфоническая поэма «Прометей» («Поэма огня»)

  • 30 июля 1921

    Филармонический оркестр
    Вагнер
    Дирижер – Эмиль Купер
    Солистка – Софья Акимова

    Вагнер. Увертюра «Фауст». Фрагменты из опер «Зигфрид», «Валькирия», «Лоэнгрин», «Тристан и Изольда» и «Тангейзер»

  • 31 июля 1921

    III концерт

    Филармонический оркестр
    Цикл Скрябина
    3 концерта (26, 28, 31 июля)
    Дирижер – Эмиль Купер
    Солист – Владимир Софроницкий

    Скрябин. Концерт для фортепиано с оркестром. Симфония № 3 «Божественная поэма»

  • 10 августа 1921

    I концерт, в пользу голодающих

    Филармонический оркестр
    Цикл Бетховена
    3 концерта (10, 12 13 августа)
    Дирижер – Эмиль Купер
    Солистка – Мария Юдина

    Бетховен. Увертюра «Эгмонт». Концерт для фортепиано с оркестром № 5. Симфония № 3

  • 12 августа 1921

    II концерт, в пользу голодающих

    Филармонический оркестр
    Цикл Бетховена
    3 концерта (10, 12 13 августа)
    Дирижер – Эмиль Купер
    Солист – Иосиф Ахрон

    Бетховен. Увертюра «Леонора» № 3. Концерт для скрипки с оркестром. Симфония № 5

  • 13 августа 1921

    III концерт, в пользу голодающих

    Филармонический оркестр
    Цикл Бетховена
    3 концерта (10, 12 13 августа)
    Дирижер – Эмиль Купер

    Бетховен. Симфония № 8. Симфония № 9

  • 17 августа 1921

    I концерт

    Филармонический оркестр
    Цикл Бетховена
    2 концерта (17 и 20 августа)
    Дирижер – Эмиль Купер

    Бетховен. Симфония № 8. Симфония № 9

  • 19 августа 1921

    Экстренный симфонический концерт Филармонического оркестра
    для Технологического института
    Дирижер – Эмиль Купер
    Солист – Киприан Пиотровский

    Вагнер. «Зигфрид-идиллия». Фрагменты из опер «Риенци», «Нюрнбергские мейстерзингеры», «Лоэнгрин» и «Валькирия»

  • 20 августа 1921

    II концерт

    Филармонический оркестр
    Цикл Бетховена
    2 концерта (17 и 20 августа)
    Дирижер – Эмиль Купер
    Солистка – Мария Юдина

    Бетховен. Увертюра «Эгмонт». Концерт для фортепиано с оркестром № 5. Симфония № 3

  • 24 августа 1921

    Филармонический оркестр
    Рихард Штраус
    Дирижер – Эмиль Купер
    Солистка – Наталия Ермоленко-Южина

    Р. Штраус. Симфонические поэмы «Смерть и просветление», «Дон Жуан» и «Веселые проделки Тиля Уленшпигеля». Фрагменты из оперы «Электра»

  • 27 августа 1921

    (повторение программы 24 августа)

    Филармонический оркестр
    Рихард Штраус
    Дирижер – Эмиль Купер
    Солистка – Наталия Ермоленко-Южина

    Р. Штраус. Симфонические поэмы «Смерть и просветление», «Дон Жуан» и «Веселые проделки Тиля Уленшпигеля». Фрагменты из оперы «Электра»

  • 6 сентября 1921

    I концерт, для Петрогубполитпросвета

    Филармонический оркестр
    Цикл Скрябина
    3 концерта (6, 8, 13 сентября)
    Дирижер – Эмиль Купер

    Скрябин. Прелюдия «Мечты». Симфония № 1. Симфония № 4 «Поэма экстаза»

  • 7 сентября 1921

    Филармонический оркестр
    Римский-Корсаков
    Дирижер – Эмиль Купер

    Римский-Корсаков. Симфонические сюиты «Ночь на горе Триглаве», «Испанское каприччио» и «Шехеразада»

  • 8 сентября 1921

    II концерт, для Петрогубполитпросвета

    Филармонический оркестр
    Цикл Скрябина
    3 концерта (6, 8, 13 сентября)
    Дирижер – Эмиль Купер
    Солистка – Ирина Миклашевская

    Скрябин. Симфония № 2. Симфоническая поэма «Прометей» («Поэма огня»)

  • 10 сентября 1921

    (повторение программы 7 сентября)

    Филармонический оркестр
    Римский-Корсаков
    Дирижер – Эмиль Купер

    Римский-Корсаков. Симфонические сюиты «Ночь на горе Триглаве», «Испанское каприччио» и «Шехеразада»

  • 13 сентября 1921

    III концерт, для Петрогубполитпросвета

    Филармонический оркестр
    Цикл Скрябина
    3 концерта (6, 8, 13 сентября)
    Дирижер – Эмиль Купер
    Солистка – Надежда Голубовская

    Скрябин. Концерт для фортепиано с оркестром. Симфония № 3 «Божественная поэма»

  • 14 сентября 1921

    Памяти Данте
    Дирижеры – Александр Глазунов, Эмиль Купер

    Лист. «Данте-симфония». Танеев. Канцона XXXII «Vita nuova». Чайковский. Фантазия «Франческа да Римини»

  • 22 сентября 1921

    I концерт

    Филармонический оркестр
    Цикл Чайковского
    3 концерта (22, 23 и 25 сентября)
    Дирижер – Эмиль Купер

    Чайковский. Фантазия «Буря». Andante funebre е doloroso из струнного квартета № 3. Симфония № 4

  • 23 сентября 1921

    II концерт

    Филармонический оркестр
    Цикл Чайковского
    3 концерта (22, 23 и 25 сентября)
    Дирижер – Эмиль Купер

    Чайковский. Симфония № 5. II часть струнного квартета № 1. Фантазия «Франческа да Римини»

  • 25 сентября 1921

    III концерт

    Филармонический оркестр
    Цикл Чайковского
    3 концерта (22, 23 и 25 сентября)
    Дирижер – Эмиль Купер

    Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». «Итальянское каприччио». Симфония № 6 «Патетическая»

  • 24 ноября 1921

    Вечер посвящен Неделе III Коммунистического интернационала

    Филармонический оркестр и хор Академии Государственной Филармонии
    Дирижеры – Эмиль Купер, Михаил Климов

    Вагнер. Фрагменты из опер «Риенци» и «Валькирия». Скрябин. «Поэма экстаза». Революционные русские народные песни

  • 4 декабря 1921

    Открытие зимнего сезона
    Филармонический оркестр
    Бетховен
    Дирижер – Эмиль Купер

    Бетховен. Симфония № 5. Симфония № 9

  • 7 декабря 1921

    Филармонический оркестр
    Вагнер
    Дирижер – Эмиль Купер

    Вагнер. «Зигфрид-идиллия». Фрагменты из опер «Лоэнгрин», «Валькирия», «Парсифаль», «Тристан и Изольда» и «Тангейзер»

  • 11 декабря 1921

    Филармонический оркестр
    Скрябин
    Дирижер – Эмиль Купер

    Скрябин. Симфония № 3 «Божественная поэма». Симфония № 4 «Поэма экстаза»

  • 12 декабря 1921

    В пользу голодающих

    Концерт соединенных симфонических оркестров армии и флота
    Дирижер – Эмиль Купер
    Солисты – Николай Куклин, Николай Молчанов

    Римский-Корсаков. Сюита «Шехеразада». Ария из оперы «Садко». Романс «Пророк». Сюита «Испанское каприччио»

  • 14 декабря 1921

    Филармонический оркестр
    Чайковский
    Дирижер – Эмиль Купер

    Чайковский. Фантазия «Буря». Andante funebre е doloroso из струнного квартета № 3. Увертюра-фантазия «Гамлет». Симфония № 4

  • 18 декабря 1921

    Филармонический оркестр
    Берлиоз
    Дирижер – Эмиль Купер

    Берлиоз. Увертюра к опере «Бенвенуто Челлини». Скерцетто «Фея Маб» из симфонии «Ромео и Джульетта». Романс Маргариты из легенды «Осуждение Фауста». Увертюра «Римский карнавал». Фантастическая симфония

  • 21 декабря 1921

    Филармонический оркестр
    Брамс
    Дирижер – Эмиль Купер
    Солистка – Ирина Миклашевская

    Брамс. Симфония № 3. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Академическая торжественная увертюра

  • 1 января 1922

    Филармонический оркестр
    Глазунов
    Дирижер – Эмиль Купер

    Глазунов. Торжественная увертюра. Симфоническая сюита «Из средних веков». Симфония № 6

  • 4 января 1922

    Филармонический оркестр
    Дебюсси
    Дирижер – Эмиль Купер

    Дебюсси. Ноктюрны «Облака» и «Празднества». Прелюдия «Послеполуденный отдых фавна». Ария из оратории «Блудный сын». Шотландский марш. «Море»

  • 8 января 1922

    Концерт Филармонического оркестра
    Дирижер – Эмиль Купер

    Григ. Увертюра «Осенью». Элегии «Раны сердца» и «Весна». «Старо-норвежский романс с вариациями». «Берглиот», Сюита № 1 «Пер Гюнт»

  • 11 января 1922

    Памяти Сен-Санса
    Дирижер – Эмиль Купер

    Сен-Санс. Симфония № 3. «Фаэтон». Отрывки из оперы «Самсон и Далила». «Юность Геркулеса»

  • 15 января 1922

    Филармонический оркестр
    Моцарт
    Дирижер – Эмиль Купер
    Солисты – Мария Юдина, Леонид Николаев

    Моцарт. Увертюра к опере «Волшебная флейта». Серенада «Хаффнер». Концерт для двух фортепиано № 10. Симфония № 40

  • 18 января 1922

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Эмиль Купер

    Моцарт. Увертюра из оперы «Дон Жуан». Дивертисмент № 17 для струнных и двух валторн. Концерт для флейты и арфы с оркестром. Ария Лепорелло из оперы «Дон Жуан». Симфония № 39

  • 22 января 1922

    Филармонический оркестр
    Моцарт
    Дирижер – Эмиль Купер

    Моцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». Симфония № 41. Балетная музыка из оперы «Идоменей». Опера «Директор театра»

  • 29 января 1922

    Филармонический оркестр
    Шуберт (125 лет со дня рождения)
    Дирижер – Эмиль Купер
    Солист – Николай Рождественский

    Шуберт. Симфония № 9. Симфония № 7. «Лесной царь». «Рыбачка» и «Серенада» из цикла «Лебединая песнь». Увертюра «Альфонсо и Эстрелла»

  • 5 февраля 1922

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Эмиль Купер

    Р. Штраус. «Смерть и просветление». «Дон Жуан». «Весёлые проделки Тиля Уленшпигеля». Шиллингс. «Песня ведьмы»

  • 10 февраля 1922

    Памяти Артура Никиша
    Дирижер – Эмиль Купер

    Вагнер. Фрагменты из опер «Тристан и Изольда» и «Парсифаль». Чайковский. Симфония № 6 «Патетическая»

  • 12 февраля 1922

    Памяти Пушкина
    Дирижер – Эмиль Купер

    В программе: Римский-Корсаков, Глинка, Бородин, Чайковский, Балакирев, Глазунов

  • 15 февраля 1922

    Филармонический оркестр
    Глинка
    Дирижер – Эмиль Купер
    Солистка – Ада Кобзарева

    Глинка. Музыка к трагедии «Князь Холмский». Увертюра «Ночь в Мадриде». «Вальс–фантазия». Фантазия «Камаринская». Увертюра «Арагонская хота»

  • 19 февраля 1922

    Филармонический оркестр
    Скрябин
    Дирижер – Эмиль Купер
    Солистка – Надежда Голубовская

    Скрябин. Симфония № 2. Концерт для фортепиано с оркестром. Симфония № 4 «Поэма экстаза»

  • 22 февраля 1922

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Эмиль Купер

    Берлиоз. Фантастическая симфония. Вагнер. Фрагменты из опер «Гибель богов» и «Тристан и Изольда»

  • 25 февраля 1922

    Хор Государственной академической капеллы и Филармонический оркестр
    Дирижеры – Эмиль Купер, Михаил Климов

    В программе: Чесноков, Гречанинов, Кюи, Римский-Корсаков, Гендель, Вагнер, Р. Штраус

  • 26 февраля 1922

    Филармонический оркестр
    Чайковский
    Дирижер – Эмиль Купер

    Чайковский. Симфония № 4. Сюита «Щелкунчик». Фантазия «Франческа да Римини»

  • 1 марта 1922

    Филармонический оркестр
    Вагнер
    Дирижер – Эмиль Купер

    Вагнер. Увертюра «Фауст». Фрагменты из опер «Лоэнгрин», «Тристан и Изольда», «Валькирия» и «Гибель богов»

  • 3 марта 1922

    Филармонический оркестр
    Шуман
    Дирижер – Эмиль Купер

    Шуман. Симфония № 2. Увертюра «Манфред»

  • 5 марта 1922

    Филармонический оркестр
    Бородин
    Дирижер – Эмиль Купер

    Бородин. Симфония № 2. Баллада «Море». Фрагменты из оперы «Князь Игорь»

  • 8 марта 1922

    (повторение программы 3 марта)

    Филармонический оркестр
    Шуман
    Дирижер – Эмиль Купер

    Шуман. Симфония № 2. Увертюра «Манфред»

  • 22 марта 1922

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Эмиль Купер
    Солистка – Мария Юдина

    Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 5. Лист. «Фауст-симфония». «Данте-симфония»

  • 26 марта 1922

    Филармонический оркестр
    Танеев
    Дирижер – Эмиль Купер
    Солист – Иван Ершов

    Танеев. Симфония. Музыкальная трилогия «Орестея»

  • 29 марта 1922

    Филармонический оркестр
    Моцарт
    Дирижер – Эмиль Купер

    Моцарт. Симфония № 40. Фрагменты из опер «Волшебная флейта», «Свадьба Фигаро» и «Идоменей». Опера «Директор театра»

  • 5 апреля 1922

    Филармонический оркестр
    Григ
    Дирижер – Эмиль Купер

    Григ. Увертюра «Осенью». Элегии «Раны сердца» и «Весна». «Старо-норвежский романс с вариациями». «Берглиот». Сюита «Пер Гюнт» № 1

  • 7 апреля 1922

    (повторение программы 3 и 8 марта)

    Филармонический оркестр
    Шуман
    Дирижер – Эмиль Купер

    Шуман. Симфония № 2. Увертюра «Манфред»

  • 19 апреля 1922

    I концерт

    Филармонический оркестр
    Цикл Скрябина
    3 концерта (19, 23, 26 июля)
    Дирижер – Эмиль Купер

    Скрябин. Симфония № 1. Симфония № 4 «Поэма экстаза»

  • 23 апреля 1922

    II концерт

    Филармонический оркестр
    Цикл Скрябина
    3 концерта (19, 23, 26 июля)
    Дирижер – Эмиль Купер
    Солист – Владимир Софроницкий

    Скрябин. Прелюдия «Мечты». Концерт для фортепиано с оркестром. Симфония № 3 «Божественная поэма»

  • 26 апреля 1922

    III концерт

    Филармонический оркестр
    Цикл Скрябина
    3 концерта (19, 23, 26 июля)
    Дирижер – Эмиль Купер
    Солистка – Ирина Миклашевская

    Скрябин. Симфония № 2. Симфоническая поэма «Прометей» («Поэма огня»)

  • 14 мая 1922

    В ознаменование годовщины основания Филармонии
    Филармонический оркестр
    Дирижер – Эмиль Купер

    Бетховен. Симфония № 5. Симфония № 9

  • 7 июня 1922

    Для Профсоюзов (повторение программы 14 мая)

    Филармонический оркестр
    Бетховен
    Дирижер – Эмиль Купер

    Бетховен. Симфония № 5. Симфония № 9

  • 31 июля 1922

    Филармонический оркестр
    Чайковский
    Дирижер – Эмиль Купер

    Чайковский. Увертюра «Манфред». Ария из оперы «Чародейка». Фантазия «Франческа да Римини»

  • 7 августа 1922

    Филармонический оркестр
    Скрябин
    Дирижер – Эмиль Купер

    Скрябин. Симфония № 3 «Божественная поэма». Симфония № 4 «Поэма экстаза»

  • 5 ноября 1922

    В Народном доме

    Концерт-митинг в честь IV Конгресса III Интернационала
    Дирижер – Эмиль Купер

    Вагнер. Траурный марш из музыкальной драмы «Гибель богов». Римский-Корсаков. Сюита «Шехеразада». Интернационал

  • 29 ноября 1922

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Эмиль Купер
    Солист – Иван Ершов

    Вагнер. Увертюра «Фауст». Рассказ Лоэнгрина из оперы «Лоэнгрин». Пять песен на стихи Матильды Везендонк. Малер. Симфония № 5

  • 4 декабря 1922

    Для Петрогубпрофсовета

    Филармонический оркестр
    Чайковский
    Дирижер – Эмиль Купер
    Солистка – Ада Кобзарева

    Чайковский. Увертюра «Ромео и Джульетта». Сцена и ария из оперы «Черевички». Симфония № 4

  • 20 декабря 1922

    Филармонический оркестр
    Лист
    Дирижер – Эмиль Купер
    Солистка – Ирина Миклашевская

    Лист. «Данте-симфония». «Пляска смерти». Симфоническая поэма «Мазепа»

  • 25 декабря 1922

    Для Петрогубпрофсовета

    Филармонический оркестр
    Вагнер
    Дирижер – Эмиль Купер

    Вагнер. Фрагменты из опер «Риенци», «Лоэнгрин», «Валькирия» и «Тангейзер»

  • 27 декабря 1922

    Филармонический оркестр
    Стравинский
    Дирижер – Эмиль Купер

    Стравинский. Балет «Петрушка». I действие из оперы «Соловей»

  • 1 января 1923

    Для Губпрофсовета

    Филармонический оркестр
    Моцарт
    Дирижер – Эмиль Купер

    Моцарт. Симфония № 40. Ария из оперы «Волшебная флейта». Балетная музыка из оперы «Идоменей». Опера «Директор театра»

  • 3 января 1923

    Филармонический оркестр
    Вагнер
    Дирижер – Эмиль Купер

    Вагнер. Фрагменты из опер «Парсифаль» и «Гибель богов»

  • 10 января 1923

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Эмиль Купер

    Шиллингс. «Праздник жатвы» из оперы «Молох». «Песня ведьмы» для декламации с оркестром. Малер. Симфония № 5

  • 29 января 1923

    Для Губпрофсовета

    Филармонический оркестр
    Римский-Корсаков
    Дирижер – Эмиль Купер

    Римский-Корсаков. Сюита «Шехеразада». Ария из оперы «Сервилия». Сюита «Испанское каприччио»

  • 31 января 1923

    Филармонический оркестр
    Бетховен
    Дирижер – Эмиль Купер

    Бетховен. Симфония № 3 «Героическая». Симфония № 5

  • 5 февраля 1923

    (повторение программы 31 января)

    Филармонический оркестр
    Бетховен
    Дирижер – Эмиль Купер

    Бетховен. Симфония № 3 «Героическая». Симфония № 5

  • 7 февраля 1923

    Филармонический оркестр
    Чайковский
    Дирижер – Эмиль Купер

    Чайковский. Симфония «Манфред». Andante cantabile для виолончели с оркестром. Фантазия «Франческа да Римини»

  • 12 февраля 1923

    (повторение программы 7 февраля)

    Филармонический оркестр
    Чайковский
    Дирижер – Эмиль Купер

    Чайковский. Симфония «Манфред». Andante cantabile для виолончели с оркестром. Фантазия «Франческа да Римини»

  • 14 февраля 1923

    В пользу «Недели помощи школе»

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Эмиль Купер
    Солист – Владимир Софроницкий

    Скрябин. Симфония № 2. Соната для фортепиано № 5. Симфония № 4 «Поэма экстаза»

  • 17 февраля 1923

    (в программке опубликован полный список)

    Чествование артистов оркестра, прослуживших более 20 лет
    Дирижеры – Александр Глазунов, Эмиль Купер
    Солистка – Ирина Миклашевская

    Глазунов. Торжественная увертюра. Лист. «Пляска смерти» для фортепиано с оркестром. Чайковский. Симфония № 6 «Патетическая»

  • 7 марта 1923

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Эмиль Купер
    Солистка – Мария Юдина

    Бетховен. Увертюра «Леонора» № 3. Метнер. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Брамс. Симфония № 4

  • 12 марта 1923

    Для культотдела Совета профсоюзов (повторение программы 7 марта)

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Эмиль Купер
    Солистка – Мария Юдина

    Бетховен. Увертюра «Леонора» № 3. Метнер. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Брамс. Симфония № 4

  • 13 апреля 1923

    Юбилейный концерт Эмиля Купера по случаю 25-летия дирижерской деятельности

    Скрябин. Симфония № 3 «Божественная поэма». Симфония № 4 «Поэма экстаза»

  • 18 апреля 1923

    I концерт

    Бенефис оркестра Государственной Академической Филармонии
    Цикл Бетховена
    3 концерта (18, 22 и 25 апреля)
    Дирижер – Эмиль Купер

    Бетховен. Увертюра «Леонора» № 3. Симфония № 2. Симфония № 6

  • 22 апреля 1923

    II концерт

    Бенефис оркестра Государственной Академической Филармонии
    Цикл Бетховена
    3 концерта (18, 22 и 25 апреля)
    Дирижер – Эмиль Купер
    Солистка – Софья Акимова

    Бетховен. Симфония № 4. Концертная ария «Ah! perfido». Симфония № 7

  • 25 апреля 1923

    III концерт

    Бенефис оркестра Государственной Академической Филармонии
    Цикл Бетховена
    3 концерта (18, 22 и 25 апреля)
    Дирижер – Эмиль Купер
    Солистка – Мария Юдина

    Бетховен. Увертюра «Кориолан». Концерт для фортепиано с оркестром № 4. Симфония № 9

  • 30 апреля 1923

    Для культотдела Совета профсоюзов

    Филармонический оркестр
    Бетховен
    Дирижер – Эмиль Купер
    Солистка – Софья Акимова

    Бетховен. Симфония № 4. Концертная ария «Ah! perfido». Симфония № 7

  • 2 мая 1923

    Бенефис административно-технического персонала
    Государственной Академической Филармонии
    Дирижер – Эмиль Купер

    Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Ария из оперы «Черевички». Тема с вариациями из сюиты № 3. Симфония № 6

  • 9 мая 1923

    Филармонический оркестр
    Римский-Корсаков
    Дирижер – Эмиль Купер
    Солист – Леонид Николаев

    Римский-Корсаков. Увертюра к опере «Псковитянка». «Ночь на горе Триглаве». Концерт для фортепиано с оркестром. Сюита из музыки к опере «Ночь перед Рождеством»

  • 23 мая 1923

    I концерт

    Филармонический оркестр
    Цикл Скрябина
    3 концерта (23, 27 и 30 мая)
    Дирижер – Эмиль Купер

    Скрябин. Прелюдия «Мечты». Симфония № 1. Симфония № 4 «Поэма экстаза»

  • 27 мая 1923

    II концерт

    Филармонический оркестр
    Цикл Скрябина
    3 концерта (23, 27 и 30 мая)
    Дирижер – Эмиль Купер

    Скрябин. Симфония № 2. Симфония № 4 «Поэма экстаза»

  • 30 мая 1923

    III концерт

    Филармонический оркестр
    Цикл Скрябина
    3 концерта (23, 27 и 30 мая)
    Дирижер – Эмиль Купер
    Солистка – Ирина Миклашевская

    Скрябин. Симфония № 3 «Божественная поэма». Симфоническая поэма «Прометей» («Поэма огня»)

  • 31 октября 1923

    Филармонический оркестр
    Чайковский
    Дирижер – Эмиль Купер

    Чайковский. Andante funebre е doloroso из струнного квартета № 3. Симфония № 1. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Дуэт Ромео и Джульетты. Тема с вариациями из сюиты № 3

  • 8 ноября 1923

    В ознаменование VI годовщины Октябрьской революции

    Филармонический оркестр
    Бетховен
    Дирижер – Эмиль Купер

    Бетховен. Увертюра «Эгмонт». Концерт для фортепиано с оркестром № 5. Симфония № 9

  • 14 ноября 1923

    Филармонический оркестр
    Чайковский (в ознаменование 30-летия со дня кончины композитора)
    Дирижер – Эмиль Купер

    Чайковский. Фантазия «Буря». Концертная фантазия. Сцена и дуэт из оперы «Чародейка». Симфония № 6 «Патетическая»

  • 9 января 1924

    Филармонический оркестр
    Рихард Штраус
    Дирижер – Эмиль Купер

    Р. Штраус. Симфонические поэмы «Жизнь Героя» и «Веселые проделки Тиля Уленшпигеля». «Танец семи покрывал» из музыкальной драмы «Саломея»

  • 16 января 1924

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Эмиль Купер

    Мясковский. Симфония № 5. Черепнин. «Зачарованное царство». Лядов. «Баба-Яга». «Волшебное озеро». «Кикимора». «Nenie» (скорбная песнь). «Из Апокалипсиса»

  • 8 февраля 1924

    (повторение программы 9 января, в рукописной книге отсутствует)

    Филармонический оркестр
    Рихард Штраус
    Дирижер – Эмиль Купер

    Р. Штраус. Симфонические поэмы «Жизнь Героя» и «Веселые проделки Тиля Уленшпигеля». «Танец семи покрывал» из музыкальной драмы «Саломея»

  • 2 апреля 1924

    I концерт

    Филармонический оркестр
    Цикл Скрябина
    3 концерта (2, 6 и 9 апреля)
    Дирижер – Эмиль Купер

    Скрябин. Симфония № 1. Симфония № 4 «Поэма экстаза»

  • 6 апреля 1924

    II концерт

    Филармонический оркестр
    Цикл Скрябина
    3 концерта (23, 27 и 30 мая)
    Дирижер – Эмиль Купер

    Скрябин. Симфония № 2. Симфоническая поэма «Прометей» («Поэма огня»)

  • 9 апреля 1924

    III концерт

    Филармонический оркестр
    Цикл Скрябина
    3 концерта (2, 6 и 9 апреля)
    Дирижер – Эмиль Купер
    Солистка – Надежда Голубовская

    Скрябин. Прелюдия «Мечты». Концерт для фортепиано с оркестром. Симфония № 3 «Божественная поэма»

  • 16 апреля 1924

    Филармонический оркестр
    Вагнер
    Дирижер – Эмиль Купер

    Вагнер. Фрагменты из опер «Парсифаль», «Тристан и Изольда», «Валькирия» и «Гибель богов»



«Вестник театра и искусства»

О концертах 12, 15 и 19 июня 1921 11 ноября 1921

«Вестник театра и искусства»

О концертах 4, 7 и 11 декабря 1921 в БЗФ 16 декабря 1921

«Вестник театра и искусства»

О концерте 4 января 1922 из произведений Дебюсси в БЗФ 10 января 1922

«Вестник театра и искусства»

О концерте 11 января 1922 в БЗФ 13 января 1922

«Вестник театра и искусства»

О концертах 15, 18 и 22 января 1922 в БЗФ 24 января 1922

«Вестник театра и искусства»

О концерте 14 мая 1922 в БЗФ 16 мая 1922

«Петроградская правда»

О концерте 14 мая 1922 в БЗФ 16 мая 1922


Список сочинений

  • Балакирев

    «Грузинская песня» на стихи А. Пушкина 12.02.1922 (Николай Рождественский)
  • Бетховен

    Симфония № 3 ми-бемоль мажор «Героическая», соч. 55 10.08.1921; 20.08.1921; 31.01.1923; 5.02.1923
  • Симфония № 5 до минор, соч. 67 10.07.1921; 17.07.1921; 12.08.1921; 4.12.1921; 14.05.1922; 7.06.1922; 31.01.1923; 5.02.1923

Концерты до 1921 года

  • Хронограф концертов Эмиля Купера

    с Государственным симфоническим оркестром (1919–1920)

    4 июля 1919

    Павловский вокзал
    Скрябин. Симфония № 2 до минор, соч. 29 Скрябин. Концерт для фортепиано с оркестром фа-диез минор, соч. 20 Солистка – Вера Скрябина Скрябин. «Поэма экстаза» для большого оркестра до мажор, соч. 54
  • 11 июля 1919

    Павловский вокзал
    Рахманинов. Симфония № 2 ми минор, соч. 27 Рахманинов. «Остров мертвых», симфоническая поэма для оркестра ля минор, соч. 29 Рахманинов. Вокализ для голоса и фортепиано, соч. 34 № 14 Солистка – Розалия Горская
  • 3 сентября 1919

    Вероятно, в зале Капеллы
    Мусоргский. Вступление к опере «Сорочинская ярмарка» Мусоргский. Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка» Мусоргский. «Ночь на Лысой горе», симфоническая картина Мусоргский. Монолог Бориса из оперы «Борис Годунов» Солист – Николай Молчанов Бородин. Симфония № 2 си минор «Богатырская»
  • 10 сентября 1919

    Вероятно, в зале Капеллы
    Римский-Корсаков. Увертюра к опере «Псковитянка» Римский-Корсаков. «Шехеразада», симфоническая сюита, соч. 35 Римский-Корсаков. Концерт для фортепиано с оркестром до-диез минор, соч. 30 Солист – Леонид Николаев Римский-Корсаков. Испанское каприччио, соч. 34
  • 24 сентября 1919

    Вероятно, в зале Капеллы
    Лядов. «Баба-Яга», музыкальная картинка для оркестра, соч. 56 Стравинский. Ариозо из I картины оперы «Соловей» Солист – В. Стратанович Стравинский. «Петрушка», потешные сцены в четырех картинах (музыка балета)
  • 8 октября 1919

    В зале Капеллы
    Глиэр. «Сирены», симфоническая поэма для большого оркестра, соч. 33 Танеев. Три хора на слова Я. Полонского, из соч. 27 исп. Коммунальный хор А. Архангельского Василенко. «Полет ведьм», симфоническая картина Танеев. Симфония до минор, соч. 12
  • 15 апреля 1920

    В зале Капеллы Памяти А. Н. Скрябина
    Скрябин. Симфония № 1 для большого оркестра ми минор, соч. 26 Скрябин. «Мечты», прелюдия для большого оркестра ми минор, соч. 24 Скрябин. «Поэма экстаза» для большого оркестра до мажор, соч. 54
  • 22 апреля 1920

    В зале Капеллы Памяти А. Н. Скрябина
    Скрябин. Симфония № 2 до минор, соч. 29 Скрябин. «Прометей» («Поэма огня»), симфоническая поэма для оркестра, фортепиано и хора, соч. 60 Соло фортепиано – Ирина Миклашевская, хоры: Народной академии М. Климова и Коммунального хора А. Архангельского
  • 29 апреля 1920

    В зале Капеллы Памяти А. Н. Скрябина
    Скрябин. Концерт для фортепиано с оркестром фа-диез минор, соч. 20 Солистка – Надежда Голубовская Скрябин. Симфония № 3 до минор «Божественная поэма», соч. 43
  • 18 апреля 1920

    В зале Капеллы Памяти А. Н. Скрябина
    Скрябин. Симфония № 1 для большого оркестра ми минор, соч. 26 Скрябин. «Мечты», прелюдия для большого оркестра ми минор, соч. 24 Скрябин. «Поэма экстаза» для большого оркестра до мажор, соч. 54
    Повторение всего цикла 15, 22 и 29 апреля 1920 г.
  • 25 апреля 1920

    В зале Капеллы Памяти А. Н. Скрябина
    Скрябин. Симфония № 2 до минор, соч. 29 Скрябин. «Прометей» («Поэма огня»), симфоническая поэма для оркестра, фортепиано и хора, соч. 60 Соло фортепиано – Ирина Миклашевская, хоры: Народной академии М. Климова и Коммунального хора А. Архангельского
    Повторение всего цикла 15, 22 и 29 апреля 1920 г.
  • 2 мая 1920

    В зале Капеллы Памяти А. Н. Скрябина
    Скрябин. Концерт для фортепиано с оркестром фа-диез минор, соч. 20 Солистка – Надежда Голубовская Скрябин. Симфония № 3 до минор «Божественная поэма», соч. 43
    Повторение всего цикла 15, 22 и 29 апреля 1920 г.
  • тест

    тест тест

    тест

    тест тест
    тест
    тест


Другие материалы

Цецилия Ганзен

Цецилия Ганзен

Скрипка 1897–1989

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»