Персоны

Эмиль Купер

1877–1960
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Эмиль Купер

Биография

Купер Эмиль Альбертович – первый директор и главный дирижер Петроградской государственной филармонии (1921–1923).

Эмиль Альбертович Купер был чрезвычайно яркой фигурой в русской музыкальной культуре первой четверти ХХ столетия. В судьбе же Петербургской филармонии он сыграл, возможно, решающую роль.

Эмиль Купер родился в Херсоне. Первоначальное музыкальное образование по скрипке и композиции получил в Одесском музыкальном училище. Дирижированием занимался самостоятельно, взяв лишь несколько уроков у Артура Никиша. Его дирижерский дебют был случайным: в 1897 году, он, концертмейстер оркестра Киевской оперы, заменяет дирижера в спектакле «Фра Дьяволо» Обера, а уже в 1900-м официально становится дирижером Киевского театра. В 1907 году с серьезным оперным багажом Купер переезжает в Москву. Критики и публика сразу же обращают внимание на молодого музыканта. Он ставит в частной опере Солодовникова «Бориса Годунова», и Москва не узнает труппу, прежде не славившуюся ни солистами, ни оркестром. Перейдя в частную оперу Зимина, Купер вновь приковывает к себе внимание меломанов. Здесь он снова ставит «Годунова», затем дает премьеру «Золотого петушка» Римского-Корсакова и впервые в России – «Мейстерзингеров» Вагнера (обе премьеры в 1909 году). Рихарда Вагнера, главного своего композитора на оперной сцене, Купер дважды едет слушать в Байройт – в 1911 и 1912 годах. С Вагнером приходит и в Большой театр: в его планах – «Кольцо нибелунгов», но из тетралогии ставит только «Гибель богов» (1911) и «Золото Рейна» (1912), а в 1914-м выпускает «Тангейзера». В репертуаре Купера и оперы Верди, Гуно, Бизе, Чайковского, Римского-Корсакова, под его управлением проходит первая на сцене Большого постановка «Сказки о царе Салтане», балеты Стравинского. На его спектакли приходит вся Москва. Теперь он уже признанный мастер. Дягилев приглашает Купера на «Русские сезоны» в Париж и Лондон (в 1909, 1912, 1913 и 1914). В Лондоне Купер задерживается, не имея возможности выбраться из охваченной войной Европы: здесь в библиотечных архивах он изучает рукописи Бетховена, партитуры Марчелло и Вивальди.

Слава приходит к Куперу и на концертной эстраде. Он руководит в Москве симфоническими концертами Кружка любителей русской музыки, а затем и Русского музыкального общества, куда в юбилейном 50-м сезоне 1910/1911 Купера приглашают на все симфонические собрания. Он исполняет Римского-Корсакова, Бородина, Балакирева, Чайковского, и критика вновь не скупится на похвалы, сравнивая дирижерский талант Купера с Рахманиновым и Никишем. В его концертных программах есть и музыка Дебюсси. Французский мастер близок не только Куперу-дирижеру, но и Куперу-композитору. 15 декабря 1916 года он выносит на суд московской публики свои симфон ческие опусы, в которых рецензенты отмечают несомненное влияние Дебюсси. Но на сочинение музыки времени не хватает. Купер много дирижирует. Одним из его кумиров становится Скрябин. 21 февраля 1909 года в присутствии автора Купер впервые исполнит в Москве «Божественную поэму» и «Поэму экстаза» (в этом же концерте Скрябин играет свою Пятую сонату). В 1910 и 1911 годах Эмиль Купер приезжает на летние симфонические сезоны в Павловск, и убедительный жест дирижера преображает работавший там оркестр Шереметевской капеллы. В 1916 году он появляется в концерте Зилоти в Петербурге: в программе Лист, Скрябин, Рахманинов, Аренский и Мясковский. Строгий Василий Каратыгин публикует в «Речи» благожелательную рецензию.

Круг Купера – цвет русской культуры. Купер дружен с Шаляпиным и Собиновым, Билибиным и Бенуа, его портреты пишут Головин и Верейский.

Купер с участниками первой постановки "Дон Карлоса" Верди в Большом театре. Москва, 1916 г.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

События 1917 года застают дирижера в Москве. Он работает в Большом театре. Здесь царит растерянность. Многолетний (с 1901 года) директор Императорских театров Владимир Теляковский теперь продает билеты в железнодорожной кассе. Артистам предоставлена возможность самим выбрать руководителей. В Большом театре труппа выдвигает на должность директора Леонида Собинова, в директорат входит и Эмиль Купер. В Мариинском художественным руководителем становится Федор Шаляпин, с которым Купера объединяют годы интенсивного сотрудничества – и в Большом театре, и у Дягилева. Уже в 1919-м Эмиль Купер переезжает в Петроград – его назначают на должность директора Петроградского государственного театра оперы и балета (Мариинского театра). Здесь уже в первые два сезона под его руководством одна за другой идут оперы «Руслан и Людмила», «Онегин», «Пиковая дама», «Снегурочка», долгожданный «Петрушка» Стравинского. Одновременно Глазунов приглашает Купера в консерваторию, где он ведет дирижерский класс. А в 1921 году по просьбе музыкантов Государственного симфонического оркестра Купер становится его директором. Вместе они добиваются открытия Петроградской филармонии на базе Оркестра. 13 мая 1921 года нарком просвещения Луначарский подписывает приказ о назначении Купера директором Филармонии [1]. Но фактически он является и главным дирижером оркестра. Именно Купер стоит за пультом на торжественном открытии Филармонии 12 июня 1921 года, дирижируя программой из произведений Чайковского.

Назначение не стало неожиданностью для Купера. К тому времени он уже сотрудничал с Государственным симфоническим оркестром. Их первое совместное выступление прошло 4 июля 1919 года в Павловском вокзале с программой из сочинений Скрябина. Затем, до октября, последовало еще пять концертов русской музыки – Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков, Рахманинов, Танеев, Лядов, Стравинский, Глиэр, Василенко. В апреле 1920-го в зале Капеллы Купер и Оркестр вновь играют Скрябина, на сей раз всего. Цикл из трех концертов памяти композитора повторяется дважды.

В 1920 году уезжает  Сергей Кусевицкий, руководивший Государственным оркестром после Февральской революции. Музыканты сами обращаются к Куперу с предложением возглавить коллектив. Об этом дирижер вспоминает в своей «Неоконченной автобиографии»:

«Комитет Государственного оркестра явился ко мне с известием, что оркестранты избрали меня своим директором. […] Они настаивали, и я должен был согласиться. […] материальные условия жизни с каждым днем становились все хуже и хуже. И все же существовавшее положение придавало нам какую-то новую энергию, и всякая работа производилась очень честно и охотно. Я предложил комитету заняться осуществлением идеи создания Государственной филармонии. Председатель комитета Н. Михайлов и секретарь А. Гришин были командированы в Москву для личных переговоров с Луначарским. Цель их поездки заключалась в том, чтобы государство признало необходимость филармонии, приняло ее под свою опеку (учреждение это должно быть государственным, а не частным) и утвердило смету» [2].

«Командированные после переговоров с Луначарским добились утверждения Петроградской государственной филармонии. Распоряжение по Наркомпросу было подписано Луначарским 19 октября 1920 года. Гришин вернулся в Петроград с утвержденным проектом преобразования оркестра в Государственную филармонию и с приказом о назначении меня директором оркестра. Комитет, во главе которого я был, приступил к осуществлению своей цели» [3].

Распоряжение о назначении Купера Главным дирижером Государственного филармонического оркестра в Петрограде. Москва, 26 марта 1921 г.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Распоряжение о назначении Купера директором Государственной филармонии в Петрограде. Москва, 16 мая 1921 г.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Выбор кандидатуры Купера никому не казался случайным. Неуемная энергия, умение ставить цель и добиваться ее решения – всё это было необходимо для руководителя вновь созданной организации. В музыкальных и театральных кругах высоко ценят его организаторский талант и личные качества. К тому же у Купера уже есть опыт директорства. А его дирижерский авторитет был к тому времени непререкаем. Так что назначение Купера на должность первого директора Филармонии выглядело естественным и единственно верным. Его поддерживают единомышленники – после торжественного открытия Филармонии они преподносят Куперу памятный адрес. Среди подписавшихся – композиторы Александр Глазунов, Максимилиан Штейнберг, художники Александр и Альберт Бенуа, солистка концерта-открытия Филармонии скрипачка Цецилия Ганзен, певец Иван Ершов, концертмейстер Филармонического оркестра Виктор Заветновский, музыканты оркестра.

Эмилю Альбертовичу Куперу.
Скромная памятка о трудном предприятии открытия Филармонии в день ее первого концерта 12-го июня 1921-го года.
Петроград.

Отныне вся безудержная энергия Купера направлена на организацию жизни Филармонии, хотя он не оставляет работу ни в ГАТОБе, ни в консерватории. В Филармонии Купер решает административные и хозяйственные проблемы, формирует структуру новой организации. Но главным для Купера-дирижера остается концертная деятельность. Теперь в его руках первоклассный коллектив – первый русский симфонический оркестр.

Основные дирижерские пристрастия Купера, определившие облик первых трех сезонов, заявлены в серии концертов, посвященных открытию Филармонии. На первых концертах 12, 15 и 19 июня 1921 года играют Чайковского. Уже в сентябре Купер даст цикл из трех концертов, в котором исполнит симфонии №№ 4, 5 и 6. Но в афише будут и три первых симфонии, и почти все увертюры, из концертов – Скрипичный и Концертная фантазия для фортепиано, хора и оркестра (при этом Первый фортепианный – ни разу), сюита из «Щелкунчика», с солистами Мариинского театра – арии и дуэты из опер. Следующие три концерта – 22, 24 и 26 июня – отданы Вагнеру. К нему Купер будет возвращаться вновь и вновь, исполнив фрагменты из всех (кроме «Летучего голландца») опер композитора: от увертюры к «Риенци» до «Чуда страстной пятницы» из «Парсифаля». Его партнерами на сцене выступают солисты ГАТОБа – Мариинского театра, с которыми он сотрудничал на театральной сцене, в том числе лучшие вагнеровские певцы русской оперы – Иван Ершов и Софья Акимова.

После монографий Рахманинова (единичное исполнение) и Листа (он будет звучать еще не раз), а также нескольких смешанных программ из Вагнера и Бетховена в афише обозначается следующая важнейшая точка: 26, 28 и 31 июля 1921 года Купер с оркестром представит цикл, в котором за три вечера прозвучит весь Скрябин. Фортепианный концерт играет Владимир Софроницкий (5 ноября 1911 года, менее 10-ти лет назад, Скрябин сам играл его на этой сцене в авторских вечерах под управлением Александра Зилоти). За три года Купер исполнит такой цикл пять раз, и это не считая отдельных скрябинских программ.

Вскоре на филармонической афише будет заявлено еще одно важнейшее для Купера имя: 10, 12 и 13 августа Оркестр под его управлением исполнит Бетховена в цикле из трех концертов «В пользу голодающих». Программу частично повторят 17 и 20 августа. Бетховенский цикл, уже с другой программой, будет дан еще раз в следующем сезоне, но Купер исполняет Бетховена и в отдельных монографических концертах, и в смешанных программах. За три года они сыграют с оркестром все (кроме Первой) симфонии Бетховена, увертюры «Эгмонт», «Кориолан» и «Леонора» № 3, Скрипичный концерт, Четвертый и Пятый фортепианные концерты с Марией Юдиной.

Визитная карточка Купера – монографические программы. Убедительное подтверждение тому – стремительная серия идущих подряд концертов сразу же после открытия зимнего сезона 1921–1922. В декабре – Бетховен (4.12), Вагнер (7.12), Скрябин (11.12), Римский-Корсаков (12 12), Чайковский (14.12), Берлиоз (18.12), Брамс (21.12). В январе – Глазунов (1.01), Дебюсси (4.01), Григ (8.01), Сен-Санс (11.01), Моцарт (15, 18, 22.01 – три разные программы), Шуберт (29.01). В феврале – Рихаpд Штраус (5.02), Глинка (15.02), Скрябин (19.02).

При формировании репертуара Купер руководствуется не только личными пристрастиями, хотя они, безусловно, важны, не только запросами публики, которые Купер старается формировать сам. Ему нужно поддерживать и совершенствовать профессиональную форму коллектива, развивать столь необходимые любому оркестру навыки исполнения музыки разных стилей. Коллектив Купера должен чувствовать себя одинаково свободно и в прозрачной фактуре Моцарта, и в плотной бетховенской партитуре, в строгих симфониях Шуберта и Брамса и в эмоционально насыщенных симфониях Берлиоза, Малера (лишь однажды Купер исполнит его Пятую симфонию [4]) и Чайковского, в разряженной инструментальной фактуре Грига и Лядова и в сочном оркестре Римского-Корсакова и Рихарда Штрауса. Все эти имена, а также Глинка, Бородин, Мусоргский, Балакирев, Шуман, Лист и другие стоят в афишах концертов Купера.

Среди недавно ушедших старших современников дирижера в программах есть такие разные композиторы, как Дебюсси и Танеев. Концерт из сочинений Дебюсси 4 января 1922 года почти полностью повторяет программу авторского концерта композитора, прошедшего под его управлением в Дворянском собрании 27 ноября 1913. С Танеевым Купер был лично знаком, а в 1913 году они вместе выступали в концерте памяти Чайковского, организованном Русским музыкальным обществом: Танеев солировал в Концертной фантазии Чайковского, дирижировал Купер. Среди современников оркестр играет Рихарда Штрауса (почти все сочинения были исполнены на этой сцене Придворным оркестром под управлением автора 24 и 25 января 1913 года), Черепнина (с ним Купер тоже знаком лично). Играют и Стравинского: именно Купер был когда-то инициатором постановки его «Жар-птицы» и «Петрушки» в Большом театре. А в 1913-м он дирижировал в Париже на дягилевских «Русских сезонах» вторым премьерным спектаклем оперы «Соловей» [5], I действие которой представит в Большом зале: среди солистов будут и участники того парижского исполнения. Купер играет с оркестром Третью симфонию Мясковского[6] и сочинения сегодня забытого, но в 1920-е годы очень популярного немецкого композитора Макса фон Шиллингса.

Таким насыщенным и очень разным был репертуар Филармонического оркестра во времена Купера.

Критика называла стиль его работы автократическим. Но с Оркестром у Купера отношения уважительные. Они стали единомышленниками еще в процессе подготовки всех формальных решений по созданию Филармонии: обсуждали, советовались, действовали. Купер ценит музыкантов, и два посвященных им события – доказательство тому. 17 февраля 1923 года в Большом зале проходит концерт с титулом «Чествование артистов оркестра, прослуживших более 20 лет». За пультом два дирижера – Глазунов с посвященной Придворному оркестру «Торжественной увертюрой» и Купер. В апреле этого же года бетховенский цикл играют на «Бенефисе оркестра Государственной Академической Филармонии». Серьезность акции подчеркнута и тем, что в программе нет популярных и часто исполняемых при других обстоятельствах Третьей и Пятой симфоний; для бенефиса, а это три концерта, Купер выбирает симфонии №№ 2, 4, 6, 7 и 9. Примечательно и другое: три бенефисные программы 18, 22 и 25 апреля идут сразу же после юбилейного концерта Эмиля Купера, устроенного в Филармонии 13 апреля 1923 года по случаю 25-летия его дирижерской деятельности. Этим интеллигентным жестом Купер словно подтверждает близость с Оркестром, любовь и уважение к нему. Для своего юбилейного вечера Купер выбирает Скрябина – «Божественную поэму» и «Поэму экстаза».

В Филармонии Эмиль Купер проработал три сезона, дав 123 концерта. Интенсивность работы была разной. В первый, самый трудный и долгий сезон (с 12 июня 1921 по 7 августа 1922), у Купера 75 концертов, это почти все симфонические программы сезона. Во втором сезоне (он многим короче – с 5 ноября 1922 по 30 мая 1923) их уже значительно меньше – 28. В апреле 1923-го, сразу после юбилейного концерта, он уезжает на длительные гастроли и с 22 октября 1923 года уже не числится директором Филармонии. На самом деле обязанности руководителя организации он прекращает выполнять еще раньше, уточняя в автобиографической записке: «с 5 июля 1923 г. я фактически не принимаю никакого участия в делах филармонии»[7]. В последнем, третьем, сезоне Эмиль Купер дает с оркестром всего 10 концертов (31 октября 1923–16 апреля 1924). В освободившееся время он возвращается к тесному сотрудничеству с ГАТОБом, где в 1923 году ставит три оперы. Конечно же это Вагнер – «Тангейзер», «Валькирия» и «Зигфрид». Вагнеровской программой Эмиль Альбертович Купер прощается и со сценой Большого зала созданной им Филармонии. 16 апреля 1924 года Симфонический оркестр исполняет под его управлением фрагменты из «Парсифаля», «Тристана и Изольды», «Валькирии» и «Гибели богов».

В 1924 году Купер уезжает в очередное концертное турне. Как и Сергей Кусевицкий, его предшественник на посту главного дирижера Государственного оркестра, Эмиль Купер в Советскую Россию больше не вернется.

Купер матери в Ленинград. Берлин, 28 декабря 1926 г.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Париж, 8 мая 1931 г.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Париж, 1934 г.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Что стало толчком к отъезду из России для успешного, всеми признанного Купера? Он осторожно отвечает на этот вопрос в своей «Незаконченной автобиографии»:

«Я лично думал, что революция, вероятно, является как бы народным праздником, и что общественные отношения, вероятно, так же легко перетасовать, как колоду карт. Оказалось, что я был совершенно не прав» [8].

Еще одно свидетельство – статья «Памяти Артура Никиша» (1922) где Купер с горечью пишет: «Как протекала деятельность Никиша в последние годы, годы мировой войны и революции, мы, отрезанные силой обстоятельств от внешнего мира, к великому прискорбию нашему, не знаем…»[9]. Очевидно, что отечество для Купера – не только земля, на которой он живет, но и пространство мировой культуры, частью которой он себя справедливо ощущает. Об этом говорят и все его филармонические программы, и мемориальные концерты, которые Купер посвящает памяти Данте, Сен-Санса, Никиша. Возможно, ему предлагали дирижировать концертами памяти Урицкого в 1921-м или памяти Ленина в 1924-м? Но Купер принял решение, и в мае 1924 года ему аплодирует уже другая публика – театра «Колон» в Буэнос-Айресе, где он дирижирует «Борисом Годуновым».

За границей Купер много работает. Он дирижирует в Буэнос-Айресе, в мадридском театре «Реал», в парижской «Гранд Опера», в 1926–1928 руководит оперой в Риге, затем работает в Париже, где задерживается вплоть до войны, покидая Францию лишь на три года (1929–1932) для того, чтобы возглавить Чикагскую городскую оперу. Важное место в его репертуаре занимают русские оперы, многие из которых он впервые открывает для западной публики. В 1940 году перебирается в Нью-Йорк, работает сначала в Городской опере, преподает в Джульярде, а в 1944-м получает контракт в «Метрополитен-опере», где дебютирует в постановке «Пеллеаса и Мелизанды» Дебюсси. В «Мет» он руководит американской премьерой «Питера Граймса» Бриттена, дирижирует «Парсифаля», «Аиду», «Бориса Годунова», «Золотого петушка», «Похищение из Сераля» и завершает работу в 1950 году новой постановкой «Хованщины». После этого на театральной сцене Купер еще поставит «Отелло» Верди, «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, «Консула» Менотти – это будет уже в Монреале.

Купер с сестрой Беатой Мещаниновой и её мужем, скульптором О. С. Мещаниновым. Предположительно во Франции, вторая половина 1940-х годов.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Купер в Кальяри (о. Сардиния, Италия). 1951 год.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Одновременно все это время Купер выступает как симфонический дирижер. Он работает с Берлинским и Лондонским филармоническими оркестрами, с оркестром Консертгебау, с парижскими оркестрами – в 1936-м за вклад во французскую культуру получает орден Почетного легиона. В программах дирижера по-прежнему много русской музыки. Глинку, Римского-Корсакова, Чайковского и Стравинского 82-летний Эмиль Купер исполняет с Городским симфоническим оркестром Батон Ружа и на своем последнем концерте, незадолго до смерти, в 1960 году.

В 1988 году в московском отделении издательства «Советский композитор» вышел сборник «Эмиль Купер. Статьи. Воспоминания. Материалы». В нем, помимо пространного эссе редактора-составителя Г. Я. Юдина и очерков о театральной деятельности Купера, опубликованы рецензии на его спектакли и концерты, большой иконографический материал, а также впервые, хотя и с купюрами, автобиография дирижера.


[Назад] В программке исполнение указано как премьерное. Но Купер уже дирижировал премьерой симфонии в Москве в 1915 году и в Петрограде 26 ноября 1916 года в Концертах Зилоти. Сохранились рецензии на оба концерта. См.: Эмиль Купер. Статьи. Воспоминания. Материалы. Незаконченная автобиография / Под общей редакцией Г. Я. Юдина. М.: Советский композитор, 1988. С. 108–189, 110–111.


Концерты

  • Хронограф концертов с Филармоническим оркестром в Большом зале

    Иные площадки указаны под датой

    12 декабря 1921 года Купер дирижировал соединенными симфоническими оркестрами армии и флота

  • (1921–1924)

    I сезон (1922–1923)

    75 концертов

    12 июня 1921 (вариант 1)

    Цикл концертов, посвященных открытию Петроградской филармонии

    Эмиль Купер

    дирижер

    Чайковский. Симфония № 6 си минор «Патетическая», соч. 74

    Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 35

    Чайковский. «Франческа да Римини», симфоническая фантазия по Данте для оркестра, соч. 32

  • 15 июня 1921 (вариант 2)

    Цикл концертов, посвященных открытию Петроградской филармонии Филармонический оркестр

    Эмиль Купер

    дирижер

    Чайковский. Симфония № 6 си минор «Патетическая», соч. 74

    Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 35

    Чайковский. «Франческа да Римини», симфоническая фантазия по Данте для оркестра, соч. 32

  • 19 июня 1921 (по хронографу)

    Цикл концертов, посвященных открытию Петроградской филармонии

    Эмиль Купер

    дирижер

    Чайковский. Симфония № 6 си минор «Патетическая», соч. 74

    Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 35

    Солистка – Цецилия Ганзен

    Чайковский. «Франческа да Римини», симфоническая фантазия по Данте для оркестра, соч. 32

  • 22 июня 1921

    Эмиль Купер

    дирижер

    Вагнер. Вступление к опере «Лоэнгрин»

    Вагнер. Увертюра «Фауст»

    Вагнер. «Шелест леса» из музыкальной драмы «Зигфрид»

    Вагнер. Траурный марш из музыкальной драмы «Гибель богов»

    Вагнер. Вступление и «Смерть Изольды» из музыкальной драмы «Тристан и Изольда»

    Вагнер. Рассказ Тангейзера из оперы «Тангейзер»

    Исп. И. В. Ершов

    Вагнер. Увертюра к опере «Тангейзер»

  • 24 июня 1921

    Эмиль Купер

    дирижер

    Вагнер. Вступление к опере «Лоэнгрин»

    Вагнер. Увертюра «Фауст»

    Вагнер. «Шелест леса» из музыкальной драмы «Зигфрид»

    Вагнер. Траурный марш из музыкальной драмы «Гибель богов»

    Вагнер. Вступление и «Смерть Изольды» из музыкальной драмы «Тристан и Изольда»

    Вагнер. Рассказ Тангейзера из оперы «Тангейзер»

    Исп. И. В. Ершов

    Вагнер. Увертюра к опере «Тангейзер»

  • 26 июня 1921

    Эмиль Купер

    дирижер

    Вагнер. Вступление к опере «Лоэнгрин»

    Вагнер. Увертюра «Фауст»

    Вагнер. «Шелест леса» из музыкальной драмы «Зигфрид»

    Вагнер. Траурный марш из музыкальной драмы «Гибель богов»

    Вагнер. Вступление и «Смерть Изольды» из музыкальной драмы «Тристан и Изольда»

    Вагнер. Рассказ Тангейзера из оперы «Тангейзер»

    Исп. И. В. Ершов

    Вагнер. Увертюра к опере «Тангейзер»

  • 29 июня 1921

    Эмиль Купер

    дирижер

    Рахманинов. «Остров мертвых», симфоническая поэма ля минор, соч. 29

    Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 2 до минор, соч. 18

    Солист – Герман Бик

    Рахманинов. Симфония № 2 ми минор, соч. 27

  • 2 июля 1921

    Эмиль Купер

    дирижер

    Рахманинов. «Остров мертвых», симфоническая поэма ля минор, соч. 29

    Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 2 до минор, соч. 18

    Солист – Герман Бик

    Рахманинов. Симфония № 2 ми минор, соч. 27

  • 4 июля 1921

    Повторение программы 12 июня 1921 г.

    Для Союза работников искусств

    Эмиль Купер

    дирижер

    Чайковский. Симфония № 6 си минор «Патетическая», соч. 74

    Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 35

    Солистка – Цецилия Ганзен

    Чайковский. «Франческа да Римини», симфоническая фантазия по Данте для оркестра, соч. 32

  • 6 июля 1921

    Эмиль Купер

    дирижер

    Лист. «Фауст-симфония» для тенора, мужского хора и оркестра

    Лист. Концерт для фортепиано с оркестром № 1 ми-бемоль мажор

    Солистка ― Ирина Миклашевская

    Лист. Мефисто-вальс для оркестра № 2

  • 9 июля 1921

    Эмиль Купер

    дирижер

    Лист. «Фауст-симфония» для тенора, мужского хора и оркестра

    Лист. Концерт для фортепиано с оркестром № 1 ми-бемоль мажор

    Солистка ― Ирина Миклашевская

    Лист. Мефисто-вальс для оркестра № 2

  • 10 июля 1921

    Для Петрогубполитпросвета

    Эмиль Купер

    дирижер

    Бетховен. Симфония № 5 до минор, соч. 67

    Вагнер. Увертюра «Фауст»

    Вагнер. «Шелест леса» из музыкальной драмы «Зигфрид»

    Вагнер. Увертюра к опере «Тангейзер»

  • 17 июля 1921

    Для Петрогубполитпросвета

    Эмиль Купер

    дирижер

    Софья Акимова

    сопрано

    Бетховен. Симфония № 5 до минор, соч. 67

    Вагнер. Вступление к опере «Лоэнгрин»

    Вагнер. Вступление и «Смерть Изольды» из музыкальной драмы «Тристан и Изольда»

    Солистка – Софья Акимова

    Вагнер. «Полет Валькирий» из музыкальной драмы «Валькирия»

  • 26 июля 1921 (вариант 1)

    I концерт

    Цикл Скрябина 3 концерта (26, 28, 31 июля)

    Эмиль Купер

    дирижер

    Скрябин. «Мечты», прелюдия для большого оркестра ми минор, соч. 24

    Скрябин. Симфония № 1 для большого оркестра ми минор, соч. 26

    Скрябин. Симфония № 4 для большого оркестра до мажор «Поэма экстаза», соч. 54

  • 28 июля 1921 (вариант 2)

    Филармонический оркестр Цикл Скрябина 3 концерта (26, 28, 31 июля) II концерт

    Эмиль Купер

    дирижер

    Скрябин. Симфония № 2 до минор, соч. 29

    Скрябин. «Прометей» («Поэма огня»), симфоническая поэма для оркестра, фортепиано и хора, соч. 60

    Солистка – Ирина Миклашевская
  • 31 июля 1921 (по хронографу)

    Цикл Скрябина III концерт

    Эмиль Купер

    дирижер

    Скрябин. Концерт для фортепиано с оркестром фа-диез минор, соч. 20

    Солист – Владимир Софроницкий

    Скрябин. Симфония № 3 до минор «Божественная поэма», соч. 43

  • 14 сентября 1921

    (в концерте также дирижировал Глазунов «Данте-симфонией» Листа)

    Лист. «Данте-симфония» к поэме Данте «Божественная комедия» для оркестра и хора

    Танеев. Канцона XXXII из цикла «Иммортели» на стихи А. Данте из «Vita nuova», соч. 26 № 2

    Инструментовка Б. В. Асафьева, солист – Александр Кабанов

    Чайковский. «Франческа да Римини», симфоническая фантазия по Данте для оркестра, соч. 32



«Вестник театра и искусства»

О концертах 12, 15 и 19 июня 1921 11 ноября 1921

«Вестник театра и искусства»

О концертах 4, 7 и 11 декабря 1921 в БЗФ 16 декабря 1921

«Вестник театра и искусства»

О концерте 4 января 1922 из произведений Дебюсси в БЗФ 10 января 1922

«Вестник театра и искусства»

О концерте 11 января 1922 в БЗФ 13 января 1922

«Вестник театра и искусства»

О концертах 15, 18 и 22 января 1922 в БЗФ 24 января 1922

«Вестник театра и искусства»

О концерте 14 мая 1922 в БЗФ 16 мая 1922

«Петроградская правда»

О концерте 14 мая 1922 в БЗФ 16 мая 1922


Список сочинений

  • Балакирев

    «Грузинская песня» на стихи А. Пушкина 12.02.1922 (Николай Рождественский)
  • Бетховен

    Симфония № 3 ми-бемоль мажор «Героическая», соч. 55 10.08.1921; 20.08.1921; 31.01.1923; 5.02.1923
  • Симфония № 5 до минор, соч. 67 10.07.1921; 17.07.1921; 12.08.1921; 4.12.1921; 14.05.1922; 7.06.1922; 31.01.1923; 5.02.1923

Концерты до 1921 года

  • Хронограф концертов Эмиля Купера

    с Государственным симфоническим оркестром (1919–1920)

    4 июля 1919

    Павловский вокзал
    Скрябин. Симфония № 2 до минор, соч. 29 Скрябин. Концерт для фортепиано с оркестром фа-диез минор, соч. 20 Солистка – Вера Скрябина Скрябин. Симфония № 4 для большого оркестра до мажор «Поэма экстаза», соч. 54
  • 11 июля 1919

    Павловский вокзал
    Рахманинов. Симфония № 2 ми минор, соч. 27 Рахманинов. «Остров мертвых», симфоническая поэма ля минор, соч. 29 Рахманинов. Вокализ для голоса и фортепиано, соч. 34 № 14 Солистка – Розалия Горская
  • 3 сентября 1919

    Вероятно, в зале Капеллы
    Мусоргский. Вступление к опере «Сорочинская ярмарка» Мусоргский. Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка» Мусоргский. «Ночь на Лысой горе», симфоническая картина Мусоргский. Монолог Бориса из оперы «Борис Годунов» Солист – Николай Молчанов Бородин. Симфония № 2 си минор «Богатырская»
  • 10 сентября 1919

    Вероятно, в зале Капеллы
    Римский-Корсаков. Увертюра к опере «Псковитянка» Римский-Корсаков. «Шехеразада», симфоническая сюита, соч. 35 Римский-Корсаков. Концерт для фортепиано с оркестром, соч. 30 Солист – Леонид Николаев Римский-Корсаков. «Испанское каприччио», симфоническая сюита, соч. 34
  • 24 сентября 1919

    Вероятно, в зале Капеллы
    Лядов. «Баба-Яга», музыкальная картинка для оркестра, соч. 56 Стравинский. Ариозо из I картины оперы «Соловей» Солист – В. Стратанович Стравинский. Балет «Петрушка», потешные сцены в четырех картинах
  • 8 октября 1919

    В зале Капеллы
    Глиэр. «Сирены», симфоническая поэма для большого оркестра, соч. 33 Танеев. Три хора на слова Я. Полонского, из соч. 27 исп. Коммунальный хор А. Архангельского Василенко. «Полет ведьм», симфоническая картина Танеев. Симфония № 4 до минор, соч. 12
  • 15 апреля 1920

    В зале Капеллы Памяти А. Н. Скрябина
    Скрябин. Симфония № 1 для большого оркестра ми минор, соч. 26 Скрябин. «Мечты», прелюдия для большого оркестра ми минор, соч. 24 Скрябин. Симфония № 4 для большого оркестра до мажор «Поэма экстаза», соч. 54
  • 22 апреля 1920

    В зале Капеллы Памяти А. Н. Скрябина
    Скрябин. Симфония № 2 до минор, соч. 29 Скрябин. «Прометей» («Поэма огня»), симфоническая поэма для оркестра, фортепиано и хора, соч. 60 Соло фортепиано – Ирина Миклашевская, хоры: Народной академии М. Климова и Коммунального хора А. Архангельского
  • 29 апреля 1920

    В зале Капеллы Памяти А. Н. Скрябина
    Скрябин. Концерт для фортепиано с оркестром фа-диез минор, соч. 20 Солистка – Надежда Голубовская Скрябин. Симфония № 3 до минор «Божественная поэма», соч. 43
  • 18 апреля 1920

    В зале Капеллы Памяти А. Н. Скрябина
    Скрябин. Симфония № 1 для большого оркестра ми минор, соч. 26 Скрябин. «Мечты», прелюдия для большого оркестра ми минор, соч. 24 Скрябин. Симфония № 4 для большого оркестра до мажор «Поэма экстаза», соч. 54
    Повторение всего цикла 15, 22 и 29 апреля 1920 г.
  • 25 апреля 1920

    В зале Капеллы Памяти А. Н. Скрябина
    Скрябин. Симфония № 2 до минор, соч. 29 Скрябин. «Прометей» («Поэма огня»), симфоническая поэма для оркестра, фортепиано и хора, соч. 60 Соло фортепиано – Ирина Миклашевская, хоры: Народной академии М. Климова и Коммунального хора А. Архангельского
    Повторение всего цикла 15, 22 и 29 апреля 1920 г.
  • 2 мая 1920

    В зале Капеллы Памяти А. Н. Скрябина
    Скрябин. Концерт для фортепиано с оркестром фа-диез минор, соч. 20 Солистка – Надежда Голубовская Скрябин. Симфония № 3 до минор «Божественная поэма», соч. 43
    Повторение всего цикла 15, 22 и 29 апреля 1920 г.
  • тест

    тест тест

    тест

    тест тест
    тест
    тест


Другие материалы

Цецилия Ганзен

Цецилия Ганзен

Скрипка 1897–1989

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»