Персоны

Цецилия Ганзен

1897–1989
© Wikimedia Commons
Цецилия Ганзен

Биография

Ганзен Цецилия Генриховна – скрипачка. Выступила на концерте-открытии Петроградской филармонии.

«Играет, как человек! Выглядит, как ангел!» – гласила реклама на столбах в Бостоне, во время гастролей одной из крупнейших скрипачек ХХ века.

Цецилия – герой непростой судьбы, чью биографию затруднительно сжать до краткого очерка. Родившаяся в музыкальной семье в станице Каменской в 1897 году, она мгновенно показала блестящую одаренность, уже в семилетнем возрасте дав первый концерт. После – учеба в Петербургской консерватории у знаменитого Ауэра. Среди друзей – будущий муж пианист-виртуоз Борис Захаров (любимый ученик Есиповой), колючий композитор-гений Сергей Прокофьев, посвятивший ей одну из «Пяти мелодий без слов». Яркая одаренность Ганзен была оценена по достоинству: по окончании Консерватории скрипачка удостоена премии Михайловского дворца.

В 1920-е годы дуэт Ганзен и Захарова был крайне успешен. Прокофьев писал в дневнике: «Был на концерте Захарова и Цецилии. Итак, теперь жених и невеста, – и тарантас, запряжённый парой, покатился по широкой артистической дороге. В добрый час!».  Музыканты концертируют в России и Европе, Цецилия Ганзен выступает и с Государственным симфоническим оркестром Петрограда – бывшим Придворным, будущим Филармоническим: в зале Певческой капеллы 11 декабря 1917 она исполняет концерт Глазунова под управлением автора, 6 марта 1918 концерт Бетховена, дирижирует Альберт Коутс.

Цецилию Ганзен Эмиль Купер приглашает и на цикл первых концертов филармонии: 12, 15 и 19 июня 1921 года она играет в Большом зале концерт Чайковского. Программа будет повторена 4 июля – для Союза работников искусств. 20 и 23 июля с оркестром филармонии выступает и Борис Захаров.

Этим же летом они эмигрируют. После Европы отправляются в Америку, где состоялся дебют скрипачки на ключевой для карьеры музыканта площадке – в Карнеги-холле. Последний этап их совместного с Захаровым музицирования – Азия. Там под колесо «тарантаса» попал камешек, опрокинувший их жизнь. Борису Захарову предложили остаться в Шанхае, что он и сделал, став в последствии одним из основателей китайской профессиональной фортепианной школы. Цецилия же вернулась в Европу одна.

После разрыва с Захаровым главным центром ее концертной деятельности становится Германия. Вступив в брак с немецким философом и юристом Германом Фридманом, она вскоре переезжает во Францию (семья бежит от фашистского режима), оттуда – в Англию, где происходит буквально «второе рождение» ее известности. Ей рукоплещут залы, ее концерты транслирует ВВС, она вновь активно гастролирует, занимается благотворительностью.

В поздние годы Цецилия Ганзен отдала дань преподавательской деятельности: в Высшей школе музыки Гейдельберга она ведет классы скрипки и ансамбля. В 1989 Ганзен скончалась в Лондоне, куда переехала после смерти мужа.

Биография Цецилии Ганзен тесно вплетена в музыкальную историю ХХ века. Яркая скрипачка, она прожила долгую жизнь, полную высоких кульминаций. В разные годы она соприкасалась с Александром Глазуновым, Николаем Метнером, Сергеем Прокофьевым, Леопольдом Ауэром, Иегуди Менухиным, Ильей Репиным, Алексеем Лосевым... Ее красота вдохновляла художников и скульпторов, а ее наряды становились образцами стиля.


Концерты

  • 12 июня 1921

    (3 концерта с повторением программы – 12, 15 и 19 июля)

    Цикл концертов, посвященных открытию Петроградской филармонии
    Филармонический оркестр
    Дирижер – Эмиль Купер
    Солистка – Цецилия Ганзен

    Чайковский. Симфония № 6 «Патетическая». Концерт для скрипки с оркестром. Фантазия «Франческа да Римини»

  • 15 июня 1921

    (повторение программы 12 июня)

    Цикл концертов, посвященных открытию Петроградской филармонии
    Филармонический оркестр
    Дирижер – Эмиль Купер
    Солистка – Цецилия Ганзен

    Чайковский. Симфония № 6 «Патетическая». Концерт для скрипки с оркестром. Фантазия «Франческа да Римини»

  • 19 июня 1921

    (повторение программы 12 и 15 июня)

    Цикл концертов, посвященных открытию Петроградской филармонии
    Филармонический оркестр
    Дирижер – Эмиль Купер
    Солистка – Цецилия Ганзен

    Чайковский. Симфония № 6 «Патетическая». Концерт для скрипки с оркестром. Фантазия «Франческа да Римини»

  • 4 июля 1921

    Для Союза работников искусств (повторение программы 12 июня)

    Филармонический оркестр
    Чайковский
    Дирижер – Эмиль Купер
    Солистка – Цецилия Ганзен

    Чайковский. Симфония № 6 «Патетическая». Концерт для скрипки с оркестром. Фантазия «Франческа да Римини»




Другие материалы

Эмиль Купер

Эмиль Купер

Дирижер 1877–1960
Иван Ершов

Иван Ершов

Тенор 1867–1943

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»