Персоны
Цецилия Ганзен
Биография
Ганзен Цецилия Генриховна – скрипачка. Выступила на концерте-открытии Петроградской филармонии.
«Играет, как человек! Выглядит, как ангел!» – гласила реклама на столбах в Бостоне, во время гастролей одной из крупнейших скрипачек ХХ века.
Цецилия – герой непростой судьбы, чью биографию затруднительно сжать до краткого очерка. Родившаяся в музыкальной семье в станице Каменской в 1897 году, она мгновенно показала блестящую одаренность, уже в семилетнем возрасте дав первый концерт. После – учеба в Петербургской консерватории у знаменитого Ауэра. Среди друзей – будущий муж пианист-виртуоз Борис Захаров (любимый ученик Есиповой), колючий композитор-гений Сергей Прокофьев, посвятивший ей одну из «Пяти мелодий без слов». Яркая одаренность Ганзен была оценена по достоинству: по окончании Консерватории скрипачка удостоена премии Михайловского дворца.
В 1920-е годы дуэт Ганзен и Захарова был крайне успешен. Прокофьев писал в дневнике: «Был на концерте Захарова и Цецилии. Итак, теперь жених и невеста, – и тарантас, запряжённый парой, покатился по широкой артистической дороге. В добрый час!». Музыканты концертируют в России и Европе, Цецилия Ганзен выступает и с Государственным симфоническим оркестром Петрограда – бывшим Придворным, будущим Филармоническим: в зале Певческой капеллы 11 декабря 1917 она исполняет концерт Глазунова под управлением автора, 6 марта 1918 концерт Бетховена, дирижирует Альберт Коутс.
Цецилию Ганзен Эмиль Купер приглашает и на цикл первых концертов филармонии: 12, 15 и 19 июня 1921 года она играет в Большом зале концерт Чайковского. Программа будет повторена 4 июля – для Союза работников искусств. 20 и 23 июля с оркестром филармонии выступает и Борис Захаров.
Этим же летом они эмигрируют. После Европы отправляются в Америку, где состоялся дебют скрипачки на ключевой для карьеры музыканта площадке – в Карнеги-холле. Последний этап их совместного с Захаровым музицирования – Азия. Там под колесо «тарантаса» попал камешек, опрокинувший их жизнь. Борису Захарову предложили остаться в Шанхае, что он и сделал, став в последствии одним из основателей китайской профессиональной фортепианной школы. Цецилия же вернулась в Европу одна.
После разрыва с Захаровым главным центром ее концертной деятельности становится Германия. Вступив в брак с немецким философом и юристом Германом Фридманом, она вскоре переезжает во Францию (семья бежит от фашистского режима), оттуда – в Англию, где происходит буквально «второе рождение» ее известности. Ей рукоплещут залы, ее концерты транслирует ВВС, она вновь активно гастролирует, занимается благотворительностью.
В поздние годы Цецилия Ганзен отдала дань преподавательской деятельности: в Высшей школе музыки Гейдельберга она ведет классы скрипки и ансамбля. В 1989 Ганзен скончалась в Лондоне, куда переехала после смерти мужа.
Биография Цецилии Ганзен тесно вплетена в музыкальную историю ХХ века. Яркая скрипачка, она прожила долгую жизнь, полную высоких кульминаций. В разные годы она соприкасалась с Александром Глазуновым, Николаем Метнером, Сергеем Прокофьевым, Леопольдом Ауэром, Иегуди Менухиным, Ильей Репиным, Алексеем Лосевым... Ее красота вдохновляла художников и скульпторов, а ее наряды становились образцами стиля.
Концерты
-
12 июня 1921
(3 концерта с повторением программы – 12, 15 и 19 июля)
Цикл концертов, посвященных открытию Петроградской филармонии
Филармонический оркестр
Дирижер – Эмиль Купер
Солистка – Цецилия ГанзенЧайковский. Симфония № 6 «Патетическая». Концерт для скрипки с оркестром. Фантазия «Франческа да Римини»
-
15 июня 1921
(повторение программы 12 июня)
Цикл концертов, посвященных открытию Петроградской филармонии
Филармонический оркестр
Дирижер – Эмиль Купер
Солистка – Цецилия ГанзенЧайковский. Симфония № 6 «Патетическая». Концерт для скрипки с оркестром. Фантазия «Франческа да Римини»
-
19 июня 1921
(повторение программы 12 и 15 июня)
Цикл концертов, посвященных открытию Петроградской филармонии
Филармонический оркестр
Дирижер – Эмиль Купер
Солистка – Цецилия ГанзенЧайковский. Симфония № 6 «Патетическая». Концерт для скрипки с оркестром. Фантазия «Франческа да Римини»
-
4 июля 1921
Для Союза работников искусств (повторение программы 12 июня)
Филармонический оркестр
Чайковский
Дирижер – Эмиль Купер
Солистка – Цецилия ГанзенЧайковский. Симфония № 6 «Патетическая». Концерт для скрипки с оркестром. Фантазия «Франческа да Римини»