Персоны

Иван Ершов

1867–1943
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Иван Ершов

Биография

Ершов Иван Васильевич– русский тенор.

Уроженец хутора Несветай Области войска Донского, Иван Ершов петь начинал в церковных хорах и любительских концертах. В 1888 году он поступает в Московскую консерваторию, откуда почти сразу же по ходатайству Антона Рубинштейна переводится в столицу.

Петербургскую консерваторию Ершов оканчивает в 1893 по классу сольного пения профессора Габеля, теорию музыки изучает у Лядова, инструментовку у Римского-Корсакова, актерское мастерство у заслуженного артиста Императорских театров Владимира Давыдова. Вскоре Иван Ершов завоюет славу одного из лучших отечественных певцов.

В 1895-м он поступает в труппу Мариинского театра, на этой сцене поет до 1929 года. В 1915 Ершова приглашают на должность профессора Петербургской консерватории. Здесь он проработает до конца жизни, в 1921 примет активное участие в создании Оперной студии консерватории, в которой, как художественный руководитель и режиссер, воспитает плеяду талантливых артистов.

В театральной и музыкальной среде Иван Васильевич Ершов обладает непререкаемым авторитетом – благодаря своему огромному таланту, опыту и широчайшей эрудиции. На сцене Мариинского театра он создает образы героев опер Моцарта и Бетховена, Верди, Бизе и Сен-Санса, Глинки и Даргомыжского, Римского-Корсакова, Мусоргского и Рахманинова, Рих. Штрауса, Прокофьева и Стравинского, а прощается с публикой в 1929 году вердиевским Отелло. Нету равных Ершову и в исполнении Вагнера. Он поет Тангейзера, Тристана, Зигмунда, Зигфрида, Лоэнгрина, Парсифаля. Женские образы в этих операх доверяют его жене – сопрано Софье Акимовой.

Вагнера Иван Ершов чаще всего исполнял и в Большом зале, где он выступал с Филармоническим оркестром под управлением Эмиля Купера, Александра Гаука, Николая Малько, Фрица Штидри, Владимира Дранишникова, Михаила Климова. Кроме фрагментов из опер Вагнера, Ершов 29 ноября 1921 года спел его «Пять стихотворений Матильды Везендонк», и этот концерт стал важным событием в жизни Филармонии.

В 1920-е годы Ершова можно было услышать в Большом зале в «Самсоне и Далиле» Сен-Санса, отрывки из которой исполняли в концерте памяти композитора, в «Орестее» Танеева, в ораториях «Самсон» Генделя и «Рай и Пери» Шумана и даже в современном репертуаре: в 1922 он принял участие в исполнении сочинения Анатолия Канкаровича под управлением автора.

В 1926 году певец единственный раз выступил в Малом зале филармонии (ныне Бетховенское фойе) – в «Байке» Стравинского.

После ухода в 1929 году с театральной сцены Иван Васильевич Ершов редко появляется и в филармонических программах. Его три выступления в Большом зале в 30-е годы вновь связаны с Вагнером: в 1933 он поет партию Тристана в концертном исполнении III акта «Тристана и Изольды» (певцу 66 лет), в 1934 – Рассказ Зигфрида из «Гибели богов», а на своем последнем концерте 10 марта 1934 года исполняет Рассказ Тангейзера, с которого и начал свое сотрудничество с Большим залом. © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Умер певец в эвакуации в Ташкенте, в 1956 году его прах был перезахоронен в Некрополе мастеров искусств в Ленинграде.



«Вестник театра и искусства»

О концерте 11 января 1922 в БЗФ 13 января 1922

«Красная Газета» (веч.вып.)

О концерте 4 ноября 1925 в БЗФ 5 ноября 1925



Другие материалы

Цецилия Ганзен

Цецилия Ганзен

Скрипка 1897–1989
Герман Бик

Герман Бик

Фортепиано 1896–1944

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»