Персоны

Николай Малько

1883–1961
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Николай Малько

Биография

Малько Николай Андреевич – дирижер, педагог, директор Ленинградской филармонии в 1926–1929.

Выпускник историко-филологического факультета Петербургского университета, Николай Малько в 1909-м окончил Петербургскую консерваторию, где учился у Римского-Корсакова и Черепнина.

Малько сразу же приглашают дирижировать в Мариинский театр – сначала в балет, а затем и в оперу. С 1918-го до 1925 года он работает в Витебске (здесь велика его роль в организации Витебской народной консерватории), в Москве, где преподает в консерватории, дирижирует в Киеве и Харькове.

В 1925 году Николай Малько получает место профессора Ленинградской консерватории.  Среди его учеников – будущий цвет отечественной дирижерской школы: Евгений Мравинский, Илья Мусин, Николай Рабинович (в связи с отъездом Малько все завершили учебу у Гаука). Позднее он обобщит свой педагогический опыт в книгах «Дирижер и его палочка» и «Основы дирижерского искусства».

В эти же годы Малько тесно сотрудничает с Ленинградским филармоническим оркестром, а в 1926-м его приглашают на пост директора Ленинградской филармонии.  © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Освободившаяся после отъезда Валериана Бердяева должность главного дирижера так и останется вакантной. Это формально. А фактически Малько будет совмещать две должности. Он возглавит и определявший художественную политику Филармонии президиум Художественного совета, куда войдут также композиторы-музыковеды Борис Асафьев и Анатолий Буцкой. Группа сотрудников Филармонии
Сидят: ?, Николай Финдейзен, Николай Малько, Борис Хаис, Ричард Арнгольд, Петр Кристи
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В 1929 году Николай Малько оставляет и свой консерваторский класс, и Филармонию. Он уезжает сначала в Данию, где несколько лет является главным дирижером Оркестра Датского радио (с 1963-го в Копенгагене проводится Конкурс молодых дирижеров имени Малько), с 1940-го живет и работает в США, затем в Англии, там продолжает преподавать и недолго руководит Лидским оркестром, а в 1956-м уезжает в Австралию на должность главного дирижера Сиднейского симфонического оркестра.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Как бы сложилась судьба дирижера, останься он в Советском Союзе, сказать невозможно. Но начиналась его карьера в Филармонии блестяще.

Первая встреча музыканта с Государственным симфоническим оркестром состоялась еще в 1917 году: 22 апреля в помещении Михайловского театра под управлением Малько оркестр исполнил Вторую симфонию Бородина. Программка от 22 апреля 1917 года
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

После открытия Филармонии летом 1921 года его выступления с оркестром поначалу не были частыми: один концерт в 1921-м, два в 1924 году, четыре в 1925-м. Но уже в 1926 году Малько дает с оркестром в Большом зале восемь концертов. В программах большей частью русская музыка, в том числе совсем новая.

12 мая 1926 года в концерте, который состоит полностью из новинок, Малько представляет сегодня уже историческую премьеру Первой симфонии 19-летнего Дмитрия Шостаковича . Позже он впервые исполнит и другие его сочинения – неизменную в репертуаре тех лет симфоническую поэму «Октябрь» и сюиту из оперы «Нос».

В следующий раз Малько встанет за пульт оркестра почти через полгода – 16 октября, и вновь премьеры – «Летняя пастораль» Онеггера, Фортепианный концерт Кшенека, в котором солирует Мария Юдина, «Песнь соловья» Стравинского.

В этом же концерте звучит Классическая симфония Прокофьева. 19 февраля 1927 года Малько будет дирижировать авторским концертом композитора, приехавшего из Парижа на гастроли в Ленинград. В программе тоже премьеры: Увертюра для камерного оркестра из 17 инструментов и Второй фортепианный концерт, солирует Прокофьев. Премьеру его сюиты из балета «Стальной скок» Малько представит на сцене Большого зала в декабре 1928 года, совсем незадолго до своего отъезда.

За время работы в Филармонии Николай Малько сыграл 18 премьер. Среди них были недавно написанные сочинения композиторов, активно работавших в 1920-е годы, – Юлии Вейсберг, Михаила Юдина, Юрия Тюлина, Иосифа Шиллингера. Были впервые исполненные Фортепианный концерт Александра Мосолова и Альтовый концерт (Камерная музыка № 5) Пауля Хиндемита – в обоих случаях солировали авторы. Малько стоит за пультом оркестра и на премьере Восьмой симфонии Мясковского, дирижирует и другими его симфониями – № 5, 7, 9 и 10.

Важнейшим событием стало первое в России исполнение грандиозного опуса Шенберга – «Песен Гурре» для шести солистов, хора и оркестра (в следующий раз «Песни Гурре» прозвучат в Большом зале лишь в 2003 году под управлением Николая Алексеева). Это было 30 ноября и 7 декабря 1927 года, а уже 12 февраля 1928-го Малько и певица Лидия Вырлан представляют еще одну премьеру Шенберга – Пять песен для голоса с оркестром, соч. 8.

В программах дирижера музыка ХХ столетия, едва перешедшего свой четвертьвековой рубеж, занимает основное место: Скрябин, Рахманинов, Глазунов, Лядов, Стравинский, Прокофьев, Шостакович, Дешевов, Берг, Рихаpд Штраус, а также отдельные опусы Арапова, Гнесина, Спендиарова, Пащенко. Ни сам Николай Малько, ни его коллеги по президиуму Художественного совета Филармонии Борис Асафьев и Анатолий Буцкой не мыслили афишу Большого зала вне контекста современной музыки.

Среди русских классиков чаще всего Малько дирижирует Римского-Корсакова и Чайковского – с его скрипичным концертом на открытии сезона 10 октября 1928 года в Большом зале дебютирует Давид Ойстрах. Но есть и Глинка, Бородин, Мусоргский. В программах дирижера немало Вагнера и Бетховена (титульных авторов первых сезонов): на торжественном заседании-концерте, посвященном 100-летию смерти Бетховена, Малько не только дирижирует, но и делает публичный доклад о творчестве композитора. Под управлением Малько оркестр также играет Шуберта, Шумана, Листа, Грига, Моцарта и даже симфонию Гайдна, которого вообще не исполняли в первые годы. Но Малько привлекает старая музыка: в программах звучат клавирный концерт ре минор Баха (солирует Мария Юдина) и Concerto grosso Корелли, а у Рихаpда Штрауса он выбирает не популярные симфонические поэмы, а недавно написанную «Сюиту танцев Франсуа Куперена».

В период директорства Николая Малько в сезоне 1927/1928 Филармония впервые вводит абонементную систему. Содержание абонементов составляли серьезные, а порой и сложные программы.

Абонементная книжка 1927/1928
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

При этом репертуар открытых концертов, нередко начинавшихся исполнением тогдашнего гимна СССР «Интернационала», как правило, складывался из большого количества названий популярной классики. Такого рода концерты проводились по разным поводам и были адресованы целевой аудитории: для Красной армии, для рабочей молодежи, для трудовых школ и учреждений Наркомпроса, для членов ЦИК СССР, для съезда терапевтов и съезда эпидемиологов, по случаю юбилея «Красной газеты» и годовщины смерти Ленина. С 1924 года ее отмечает ежегодно, но в 1928-м перед концертом впервые объявляют Траурное заседание ВКП (б.).

Такие мероприятия появлялись в афише Филармонии все чаще, и Малько, как директору, было положено в них участвовать – за пультом, а иногда и со вступительным словом. Это рождало не только разочарование, но и мысли об отъезде. Вплоть до конца 1928 года Николай Малько выступает очень много, но в 1929-м выходит на сцену Большого зала лишь трижды, весной. Программу его последнего дневного концерта 26 мая 1929 года составили сочинения Бетховена, Римского–Корсакова, Чайковского и Шостаковича – премьера сюиты из оперы «Нос». Это было закрытие восьмого филармонического сезона.

Николай Малько-гастролер за пультом Ленинградского оркестра, который он когда-то возглавлял, март 1959 года
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Николай Малько уедет из страны на самом исходе первой волны эмиграции. Его следующая встреча с Филармоническим оркестром состоится спустя 30 лет. 12 и 14 марта 1959 года Заслуженный коллектив под управлением Малько сыграет на сцене Большого зала Филармонии, которую он когда-то возглавлял, Вагнера и Чайковского. На афише и в программке будет написано: дирижер – Николай Малько (Австралия).




Другие материалы

Михаил Кравченко

Михаил Кравченко

Контрабас 1882–1966
Квартет имени Глазунова

Квартет имени Глазунова

Камерный ансамбль 1919–1963

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»