Персоны

Давид Ойстрах

1908–1974
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Давид Ойстрах

Биография

Ойстрах Давид Федорович – скрипач, дирижер, педагог.

Учиться игре на скрипке Давид Ойстрах начал в Одессе в 5 лет. В 1926 году окончил Одесский музыкально-драматический институт в классе знаменитого Петра Соломоновича Столярского.

1930-е годы приносят ему победу на музыкальных состязаниях: Всеукраинском конкурсе скрипачей в Харькове (1930) и Втором Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в Москве (1935), по результатам которого определяют будущих участников Первого международного конкурса имени Венявского в Варшаве (1935). От Советского Союза планируют отправить трех воспитанников Петра Столярского – Бориса Фишмана, Давида Ойстраха и 12-летнего Бориса Гольдштейна. Фишман по какой-то причине в Варшаву не поедет, и ставку делают на Гольдштейна. В прессе одна за другой появляются заметки, предрекающие будущий триумф юного музыканта. Газета «Смена» от 28 февраля 1928 года публикует рецензию на его выступление в Большом зале: 

«… Несмотря на свои 12 лет, пионер Буся Гольдштейн уже сейчас выдающийся скрипач. В течение всего концерта он держал своей игрой во власти всю аудиторию. На первом всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей Буся Гольдштейн получил премию вне конкурса. <…> Вчерашний концерт явился его генеральной репетицией к выступлению на международном конкурсе скрипачей в Варшаве».

В конце заметки, после отточия, редакция дает сухую информацию:

«Совместно с Бусей Гольдштейном на международный конкурс скрипачей в Варшаву выезжают скрипачи Борис Фишман, получивший первую премию на 1 всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей, и Давид Ойстрах, закончивший свое музыкальное образование у профессора Столярского в Одесском музыкальном институте».

Сенсации не случилось. Гольдштейн становится четвертым в списке лауреатов, а 27-летний Давид Ойстрах получает II премию, пропустив вперед французскую скрипачку Жинетт Невё.

В 1937 году Ойстрах едет в Брюссель на Конкурс имени Эжена Изаи (с 1951-го – Конкурс имени королевы Елизаветы), где ему безоговорочно присуждают I премию. Вскоре первым он станет не только среди скрипачей Советского Союза, но и на мировом музыкальном Олимпе. Европейская критика назовет его «царь Давид». И талант его окажется поистине универсальным. Он покорит мир не только как солист, скрипка которого гипнотически действовала с первых же звуков. Он будет феноменальным ансамблистом, среди его партнеров тоже великие – Оборин, Кнушевицкий, Ростропович, Рихтер. В его консерваторском классе учатся Виктор Пикайзен, Олег Каган, Лиана Исакадзе, Гидон Кремер. Ему посвящают сочинения Прокофьев и Шостакович, Мясковский и Хачатурян. Он выступает с лучшими оркестрами мира – как солист, а потом и как дирижер.

А началась блистательная карьера Ойстраха на сцене Большого зала Ленинградской филармонии: 10 октября 1928 года по приглашению Николая Малько 20-летний скрипач играл на открытии сезона концерт Чайковского. 21 марта 1943-го Ойстрах сыграет его в блокадном Ленинграде с Оркестром радиокомитета под управлением Карла Элиасберга. С этим коллективом, уже получившим статус второго Оркестра филармонии (1953), в феврале 1971 года Ойстрах исполнит концерт Чайковского под управлением Юрия Темирканова. Замечательному творческому коллективу оркестру Ленинградской Гос. филармонии на память о многочисленных радостных встречах. Давид Ойстрах, 18.III.1940.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

За сорок с лишним лет с оркестрами филармонии (до 1962-го играл только с Заслуженным коллективом) у Ойстраха 84 концерта – под управлением Дранишникова, Гаука, Элиасберга, Хайкина, Рабиновича, Кондрашина, Курта Зандерлинга, с которым особенно дружен.

Последний раз Давид Федорович Ойстрах выступает в Большом зале 7 и 8 апреля 1972 года – играет концерт Брамса – жемчужину своего репертуара, дирижирует Геннадий Рождественский.

Кроме Чайковского и Брамса Ойстрах исполняет в Филармонии концерты Баха (двойной играет с сыном Игорем Ойстрахом), Моцарта, Бетховена, Мендельсона, Бартока, Шимановского, Прокофьева. Среди премьер – концерт Уолтона, посвященные ему концерты Мясковского, Хачатуряна (его Ойстрах часто исполнял под управлением автора, в том числе и на выездных площадках – в Домах культуры), Шостаковича.

Александр Гаук и Давид Ойстрах, 13 ноября 1947 года
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Премьера Первого концерта Шостаковича (№ 2, тогда еще не написанный, тоже будет посвящен Давиду Ойстраху, но в Ленинграде он его не играл) состоялась 29 и 30 октября 1955 года под управлением Евгения Мравинского. Их сотрудничество началось в июне 1935-го, когда Мравинский лишь начинал работать с Заслуженным коллективом. Впоследствии великие музыканты не раз выступали вместе – и в Большом зале, и на гастролях. В 1956-м Ойстрах участвовал в поездке оркестра по Германии, Швейцарии и Австрии, 21 июня состоялся концерт в Вене. В 1970-х Мравинский и Ойстрах будут избраны в почетные члены Венского общества друзей музыки и станут единственными русскими музыкантами ХХ века, удостоенными этой чести. Евгений Мравинский, Давид Ойстрах, оркестр ЗКР
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Первый сольный вечер Давида Ойстраха Филармония организовала 12 декабря 1933 года в Зале капеллы, где проводила свои камерные концерты. 11 ноября 1935-го он играет сольный концерт в Большом зале. До 1971 года их будет тридцать шесть. В ансамбле с Ойстрахом выступают пианисты Всеволод Топилин (их сотрудничество прервала война, после нее Топилин, попавший в плен, оказался в лагерях на Колыме, и заступничество Ойстраха ему не помогло), Абрам Дьяков (с ним играл на конкурсе в Брюсселе, после которого выступил в Ленинграде), Владимир Ямпольский, Фрида Бауэр. Концерт Давида Ойстраха во время блокады, за роялем – Абрам Макаров
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В программах Ойстраха пьесы традиционного скрипичного репертуара постепенно начали вытесняться сонатами. Почти все сонатные вечера, до мая 1965 года, проходят в дуэте со Львом Обориным – два в Большом зале и восемнадцать в Малом зале имени Глинки. Первый совместный концерт в Филармонии они дают 13 января 1940-го – дуэт Ойстраха и Оборина только сложился. Он просуществует долгие годы. Вместе музыканты гастролировали, записывали пластинки (среди них – все сонаты Бетховена). Бетховен, Шуберт, а также сонаты Брамса, Грига, Франка, Дебюсси, Шимановского, Бартока, Прокофьева звучали и в концертах дуэта в Филармонии. Дмитрий Шостакович, Святослав Рихтер, Давид Ойстрах, Малый зал им. Глинки, 1969 год
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

23 и 24 сентября 1969 года Давид Ойстрах играет со Святославом Рихтером – 23-го в Малом зале, а 24-го в Большом. Даже простой набор на клавиатуре компьютера этих двух имен рядом вызывает трепет. Можно лишь представить, что происходило на концертах, соединивших двух гениев. В программе (она повторялась) были сонаты № 6 Бетховена, № 3 Брамса и, впервые, соната Шостаковича. Свою единственную сонату для скрипки и фортепиано композитор посвятил Давиду Ойстраху к его 60-летилетнему юбилею.

60-летию артиста в Большом зале был приурочен и концерт с Заслуженным коллективом 4 октября 1968 года, на котором Ойстрах выступил как дирижер и солист: прозвучали Бранденбургский концерт № 5 Баха, Концерт № 5 Моцарта и Симфония № 4 Брамса. В записи в «Золотой книге», сделанной после своего юбилейного концерта, великий музыкант вспомнил и о другой круглой дате – сорокалетии сотрудничества с Филармоническим оркестром, с которым он дебютировал в 1928 году:

«Для меня выступления в Ленинграде всегда являются большим творческим событием. 
Искренно, от всего сердца благодарю моих ленинградских слушателей за теплоту и внимание в течение сорока лет. 
Давид Ойстрах
04.10. 1968».

За дирижерским пультом Филармонических оркестров Ойстрах выступает с 1963 года. В его программах – симфонии Бетховена (№№ 4 и 5), Шуберта (№ 2) и Берлиоза («Гарольд в Италии»), Чайковского (№ 6), Брамса (№ 4) и Малера (№ 4), Прокофьева (№ 5) и Шостаковича (№ 9), «Немецкий реквием» Брамса. Среди солистов – Станислав Нейгауз, Дмитрий Башкиров, Гидон Кремер, Борис Гутников, Михаил Вайман – в ансамбле с ним Давид Федорович несколько раз играет и в Малом зале.

Здесь у Ойстраха будет 74 концерта – в дуэте с Обориным, в трио с Обориным и Кнушевицким, дважды Ойстрах играет Трио Шостаковича памяти Соллертинского с Кнушевицким и автором – в апреле 1952-го и январе 1953-го. В Малом зале он выступает также в ансамбле с солистами Заслуженного коллектива, с Ленинградским камерным оркестром и с Квартетом имени Танеева – в декабре 1968 года и в апреле 1970-го Давид Ойстрах и Белла Давидович играют Концерт Шоссона для фортепиано, скрипки и струнного квартета.

Этот концерт музыканты исполнят и на последнем выступлении Давида Ойстраха в Филармонии – 14 апреля 1972 года.

И. Р.




Другие материалы

Георгий Нэлепп

Георгий Нэлепп

Тенор 1904–1957
Франц Осборн

Франц Осборн

Фортепиано 1903–1955

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»