Персоны
Давид Ойстрах
Биография
Ойстрах Давид Федорович – скрипач, дирижер, педагог.
Учиться игре на скрипке Давид Ойстрах начал в Одессе в 5 лет. В 1926 году окончил Одесский музыкально-драматический институт в классе знаменитого Петра Соломоновича Столярского.
1930-е годы приносят ему победу на музыкальных состязаниях: Всеукраинском конкурсе скрипачей в Харькове (1930) и Втором Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в Москве (1935), по результатам которого определяют будущих участников Первого международного конкурса имени Венявского в Варшаве (1935). От Советского Союза планируют отправить трех воспитанников Петра Столярского – Бориса Фишмана, Давида Ойстраха и 12-летнего Бориса Гольдштейна. Фишман по какой-то причине в Варшаву не поедет, и ставку делают на Гольдштейна. В прессе одна за другой появляются заметки, предрекающие будущий триумф юного музыканта. Газета «Смена» от 28 февраля 1928 года публикует рецензию на его выступление в Большом зале:
«… Несмотря на свои 12 лет, пионер Буся Гольдштейн уже сейчас выдающийся скрипач. В течение всего концерта он держал своей игрой во власти всю аудиторию. На первом всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей Буся Гольдштейн получил премию вне конкурса. <…> Вчерашний концерт явился его генеральной репетицией к выступлению на международном конкурсе скрипачей в Варшаве».
В конце заметки, после отточия, редакция дает сухую информацию:
«Совместно с Бусей Гольдштейном на международный конкурс скрипачей в Варшаву выезжают скрипачи Борис Фишман, получивший первую премию на 1 всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей, и Давид Ойстрах, закончивший свое музыкальное образование у профессора Столярского в Одесском музыкальном институте».
Сенсации не случилось. Гольдштейн становится четвертым в списке лауреатов, а 27-летний Давид Ойстрах получает II премию, пропустив вперед французскую скрипачку Жинетт Невё.
В 1937 году Ойстрах едет в Брюссель на Конкурс имени Эжена Изаи (с 1951-го – Конкурс имени королевы Елизаветы), где ему безоговорочно присуждают I премию. Вскоре первым он станет не только среди скрипачей Советского Союза, но и на мировом музыкальном Олимпе. Европейская критика назовет его «царь Давид». И талант его окажется поистине универсальным. Он покорит мир не только как солист, скрипка которого гипнотически действовала с первых же звуков. Он будет феноменальным ансамблистом, среди его партнеров тоже великие – Оборин, Кнушевицкий, Ростропович, Рихтер. В его консерваторском классе учатся Виктор Пикайзен, Олег Каган, Лиана Исакадзе, Гидон Кремер. Ему посвящают сочинения Прокофьев и Шостакович, Мясковский и Хачатурян. Он выступает с лучшими оркестрами мира – как солист, а потом и как дирижер.
А началась блистательная карьера Ойстраха на сцене Большого зала Ленинградской филармонии: 10 октября 1928 года по приглашению
Николая Малько 20-летний скрипач играл на открытии сезона концерт Чайковского. 21 марта 1943-го Ойстрах сыграет его в блокадном Ленинграде с
Оркестром радиокомитета под управлением
Карла Элиасберга. С этим коллективом, уже получившим статус второго Оркестра филармонии (1953), в феврале 1971 года Ойстрах исполнит концерт Чайковского под управлением
Юрия Темирканова. Замечательному творческому коллективу оркестру Ленинградской Гос. филармонии на память о многочисленных радостных встречах. Давид Ойстрах, 18.III.1940.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
За сорок с лишним лет с оркестрами филармонии (до 1962-го играл только с Заслуженным коллективом) у Ойстраха 84 концерта – под управлением Дранишникова, Гаука, Элиасберга, Хайкина, Рабиновича, Кондрашина, Курта Зандерлинга, с которым особенно дружен.
Последний раз Давид Федорович Ойстрах выступает в Большом зале 7 и 8 апреля 1972 года – играет концерт Брамса – жемчужину своего репертуара, дирижирует Геннадий Рождественский.
Кроме Чайковского и Брамса Ойстрах исполняет в Филармонии концерты Баха (двойной играет с сыном Игорем Ойстрахом), Моцарта, Бетховена, Мендельсона, Бартока, Шимановского, Прокофьева. Среди премьер – концерт Уолтона, посвященные ему концерты Мясковского, Хачатуряна (его Ойстрах часто исполнял под управлением автора, в том числе и на выездных площадках – в Домах культуры), Шостаковича.
Александр Гаук и Давид Ойстрах, 13 ноября 1947 года
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Премьера Первого концерта Шостаковича (№ 2, тогда еще не написанный, тоже будет посвящен Давиду Ойстраху, но в Ленинграде он его не играл) состоялась 29 и 30 октября 1955 года под управлением
Евгения Мравинского. Их сотрудничество началось в июне 1935-го, когда Мравинский лишь начинал работать с Заслуженным коллективом. Впоследствии великие музыканты не раз выступали вместе – и в Большом зале, и на гастролях. В 1956-м Ойстрах участвовал в поездке оркестра по Германии, Швейцарии и Австрии, 21 июня состоялся концерт в Вене. В 1970-х Мравинский и Ойстрах будут избраны в почетные члены Венского общества друзей музыки и станут единственными русскими музыкантами ХХ века, удостоенными этой чести. Евгений Мравинский, Давид Ойстрах, оркестр ЗКР
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Первый сольный вечер Давида Ойстраха Филармония организовала 12 декабря 1933 года в Зале капеллы, где проводила свои камерные концерты. 11 ноября 1935-го он играет сольный концерт в Большом зале. До 1971 года их будет тридцать шесть. В ансамбле с Ойстрахом выступают пианисты Всеволод Топилин (их сотрудничество прервала война, после нее Топилин, попавший в плен, оказался в лагерях на Колыме, и заступничество Ойстраха ему не помогло), Абрам Дьяков (с ним играл на конкурсе в Брюсселе, после которого выступил в Ленинграде), Владимир Ямпольский, Фрида Бауэр.
Концерт Давида Ойстраха во время блокады, за роялем – Абрам Макаров
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
В программах Ойстраха пьесы традиционного скрипичного репертуара постепенно начали вытесняться сонатами. Почти все сонатные вечера, до мая 1965 года, проходят в дуэте со Львом Обориным – два в Большом зале и восемнадцать в Малом зале имени Глинки. Первый совместный концерт в Филармонии они дают 13 января 1940-го – дуэт Ойстраха и Оборина только сложился. Он просуществует долгие годы. Вместе музыканты гастролировали, записывали пластинки (среди них – все сонаты Бетховена). Бетховен, Шуберт, а также сонаты Брамса, Грига, Франка, Дебюсси, Шимановского,
Бартока, Прокофьева звучали и в концертах дуэта в Филармонии. Дмитрий Шостакович, Святослав Рихтер, Давид Ойстрах, Малый зал им. Глинки, 1969 год
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
23 и 24 сентября 1969 года Давид Ойстрах играет со Святославом Рихтером – 23-го в Малом зале, а 24-го в Большом. Даже простой набор на клавиатуре компьютера этих двух имен рядом вызывает трепет. Можно лишь представить, что происходило на концертах, соединивших двух гениев. В программе (она повторялась) были сонаты № 6 Бетховена, № 3 Брамса и, впервые, соната Шостаковича. Свою единственную сонату для скрипки и фортепиано композитор посвятил Давиду Ойстраху к его 60-летилетнему юбилею.
60-летию артиста в Большом зале был приурочен и концерт с Заслуженным коллективом 4 октября 1968 года, на котором Ойстрах выступил как дирижер и солист: прозвучали Бранденбургский концерт № 5 Баха, Концерт № 5 Моцарта и Симфония № 4 Брамса. В записи в «Золотой книге», сделанной после своего юбилейного концерта, великий музыкант вспомнил и о другой круглой дате – сорокалетии сотрудничества с Филармоническим оркестром, с которым он дебютировал в 1928 году:
«Для меня выступления в Ленинграде всегда являются большим творческим событием.
Искренно, от всего сердца благодарю моих ленинградских слушателей за теплоту и внимание в течение сорока лет.
Давид Ойстрах
04.10.1968».
За дирижерским пультом Филармонических оркестров Ойстрах выступает с 1963 года. В его программах – симфонии Бетховена (№№ 4 и 5), Шуберта (№ 2) и Берлиоза («Гарольд в Италии»), Чайковского (№ 6), Брамса (№ 4) и Малера (№ 4), Прокофьева (№ 5) и Шостаковича (№ 9), «Немецкий реквием» Брамса. Среди солистов – Станислав Нейгауз, Дмитрий Башкиров, Гидон Кремер, Борис Гутников, Михаил Вайман – в ансамбле с ним Давид Федорович несколько раз играет и в Малом зале.
Здесь у Ойстраха будет 74 концерта – в дуэте с Обориным, в трио с Обориным и Кнушевицким, дважды Ойстрах играет Трио Шостаковича памяти Соллертинского с Кнушевицким и автором – в апреле 1952-го и январе 1953-го. В Малом зале он выступает также в ансамбле с солистами Заслуженного коллектива, с Ленинградским камерным оркестром и с Квартетом имени Танеева – в декабре 1968 года и в апреле 1970-го Давид Ойстрах и Белла Давидович играют Концерт Шоссона для фортепиано, скрипки и струнного квартета.
Этот концерт музыканты исполнят и на последнем выступлении Давида Ойстраха в Филармонии – 14 апреля 1972 года.
И. Р.
Концерты
-
10 октября 1928
1-й концерт 1-го абонемента
Филармонический оркестр
Дирижер – Николай МалькоЧайковский. Симфония № 3. Концерт для скрипки с оркестром. Серенада для струнного оркестра
-
10 ноября 1928
2-й концерт 2-го абонемента
Филармонический оркестр
Дирижер – Вячеслав СукГлазунов. Симфония № 5. Концерт для скрипки с оркестром. Римский-Корсаков. Вступление и Свадебное шествие из оперы «Золотой петушок»
-
12 декабря 1933
Зал Глазунова в Консерватории
Вечер скрипичной музыки
Давид ОйстрахВ программе: Гендель, Шуберт–Губерман, Бетховен–Крейслер, Корелли–Крейслер, Конюс, Паганини–Крейслер, Добровейн, Равель
-
8 февраля 1934
Памяти Д. И. Менделеева (к 100-летию со дня рождения)
Академия наук СССР
Торжественное заседание и симфонический концерт
Дирижер – Владимир Дранишников
В программе: Бетховен, Паганини, Римский-Корсаков, Бородин, Глазунов, Чайковский
-
11 февраля 1934
(анонс)
Симфонический концерт
Дирижер – Густав Брехер (Германия)
Мендельсон. Симфония № 4. Концерт для скрипки с оркестром. Штраус Р. Симфоническая поэма «Жизнь Героя»
-
14 февраля 1934
(анонс)
Закрытый симфонический концерт
Дирижер – Густав Брехер (Германия)
Брамс. Симфония № 4. Мендельсон. Концерт для скрипки с оркестром. Вебер. Увертюра к опере «Оберон»
-
1 июня 1935
(анонс, буклет на английском, французском и немецком языках)
Открытие фестиваля искусств
Симфонический концерт
Дирижер – Евгений МравинскийВ программе: Чайковский, Хренников, Глинка, Алябьев, Шостакович, Животов
-
11 ноября 1935
(фотокопия)
Вечер скрипичной музыки (Violinabend)
Давид ОйстрахВ программе: Тартини, Вольф–Мострас, Бетховен–Ауэр, Бах, Шоссон, Ахрон, Григ–Ахрон, Шимановский
-
3 апреля 1936
(машинопись)
Вечер скрипичной музыки (Violinabend)
Давид ОйстрахВ программе: Франк, Бах–Крейслер, Шебалин, Хачатурян, Танеев, Сен-Санс
-
15 апреля 1936
(машинопись)
Симфонический концерт
Дирижер – Дезире Дефо (Брюссель)Шебалин. Симфония № 2. Бетховен. Концерт для скрипки с оркестром. Стравинский. Сюита из сказки-балета «Жар-птица»
-
11 декабря 1936
Симфонический концерт
Дирижер – Исай АльтерманМоцарт. «Маленькая ночная серенада». Концерт для скрипки с оркестром. Чайковский. Симфония № 4
-
3 июня 1937
Вечер скрипичной музыки (Violinabend)
Давид ОйстрахВ программе: Тартини, Виотти, Изаи, Скрябин–Могилевский, Скрябин–Сигети
-
25 октября 1937
Вечер скрипичной музыки (Violinabend)
Давид ОйстрахВ программе: Гендель, Брамс, Изаи, Кампанеец, Скрябин–Могилевский, Скрябин–Сигети, Шопен–Ауэр, Шопен–Изаи
-
19 февраля 1938
Вечер скрипичных концертов
Давид ОйстрахБах. Концерт для скрипки № 2 ми мажор. Бетховен. Концерт для скрипки ре мажор. Брамс. Концерт для скрипки ре мажор
-
20 мая 1938
Вечер скрипичной музыки
Давид ОйстрахВ программе: Локателли–Изаи, Росси, Гуммель–Хейфец, Корелли–Крейслер, Раков, Барток–Сигети, Брамс–Иоахим, Эрнст
-
4 ноября 1938
(программа с фотопортретами исполнителей)
Вечер камерной музыки
Давид Ойстрах и Лев ОборинШуберт. Дуэт ля мажор. Бетховен. Соната № 7. Брамс. Соната № 1. Григ. Соната № 1
-
8 февраля 1939
(программка с фотопортретом исполнителя на обложке)
Вечер скрипичной музыки
Лауреат Международного конкурса скрипачей имени Изаи в Брюсселе
Давид ОйстрахПаскуали–Изаи. Соната ля минор. Моцарт. Концерт для скрипки № 6. Гендель–Томсон. Пассакалия. Танеев. Прелюдия, сказка и тема с вариациями из концертной сюиты. Паганини. Три этюда. Катуар. Элегия. Брамс–Иоахим. Три венгерских танца
-
11 февраля 1939
3-й концерт абонемента для рабочей художественной самодеятельности (программка с составом оркестра)
Симфонический концерт
Дирижер – Эдуард ГрикуровЧайковский. Симфония № 4. Концерт для скрипки с оркестром. Томилин. «Крымская сюита»
-
24 апреля 1939
(программка с составом оркестра и фотопортретами композиторов)
Симфонический концерт
Дирижер – Абрам СтасевичХоджа-Эйнатов. Фрагменты из оперы «Семья». Мясковский. Концерт для скрипки с оркестром. Мурадели. Симфония № 1 «Памяти С. М. Кирова»
-
26 апреля 1939
Вечер скрипичной музыки
Лауреат Всесоюзного и Международного конкурсов
Давид ОйстрахЛокателли–Изаи. Соната «У гробницы». Гуммель–Хейфец. Рондо. Виотти. Концерт ля минор. Танеев. Тема с вариациями из концертной сюиты. Барток–Сигети. Венгерские народные мелодии. Шопен. Ноктюрн. Сен-Санс. Интродукция и рондо-каприччиозо
Cсылки
Читать
- О Давиде Ойстрахе на berkovich-zametki.com
- Благотворительный фонд им. Давида Ойстраха
- Статья Л. Раабена (1967 год) на belcanto.ru
Слушать
- Давид Ойстрах и Святослав Рихтер в программе Романа Виктюка «Игры классиков»
- Всеволод Топилин и Давид Ойстрах
- Шостакович. Концерт для скрипки № 1. Евгений Мравинский и Давид Ойстрах
- Давид Ойстрах и Фрида Бауэр