Пресса

7 октября 1946

«Смена»

О концерте 5 октября 1946 в БЗФ и открытии сезона

Первый концерт

На открытии симфонического сезона

Открытие сезона симфонических концертов Ленинградской филармонии — всегда одно из наиболее торжественных, радостных событий в художественной жизни города Ленина.

Залуженный коллектив РСФСР - оркестр Филармонии, носитель и продолжатель высоких традиций русского музыкального исполнительства, по праву считается одним из совершеннейших пропагандистов симфонической культуры. Нет ни одного сколько-нибудь выдающегося произведения мировой симфонической литературы, которое не нашло бы своего глубокого, классически стройного и эмоционального истолкования в исполнении этого великолепного оркестрового коллектива.

Но основную свою задачу Ленинградская Филармония должна видеть в пропаганде русской музыкальной классики и советского симфонического творчества.

Именно о таком понимании своих задач свидетельствует программа открытия XXVI сезона симфонических концертов, включающая скрипичный концерт Чайковского, «Героическую поэму» Животова и 5-ю симфонию Шостаковича. В этом смысле программа открытия была декларативной.

Среди произведений Шостаковича наряду с «Ленинградской» — 7-й симфонией — его 5-я симфония заслуженно пользуется наибольшей популярностью.

Мы помним первое исполнение симфонии в октябре 1937 года. Тогда переполненный зал горячо и радостно приветствовал появление произведения, свидетельствовавшего о выдающемся творческом росте композитора.

С тех пор с каждым новым исполнением мы убеждаемся в том, какая огромная глубина мыслей и чувств, какая яркость образов заложена в этой музыке, содержание которой близко к понятию — «оптимистическая трагедия».

Не боясь преувеличений, можно сказать, что в отчетном концерте 5-я симфония исполнена была с предельным совершенством. За девять лет, отделяющих данный концерт от первого её исполнения тем же оркестром, под управлением того же дирижера — лауреата Сталинской премии заслуженного деятеля искусств Е. А. Мравинского — симфония как бы приобрела новые черты. Она кажется еще более стройной и цельной. Её эмоциональные взлеты с еще большей логичностью раскрывают основные идеи и образы оптимистической трагедии, а лирические эпизоды прозвучали с какой-то особенной человечностью и теплотой.

Суровый пафос первой части, задорный юмор и неиссякаемая жизнерадостность второй, полная философской лирики третья часть, стихийная и властная музыка финала — были исполнены одинаково убедительно, совершенно и с такой свободой, будто перед оркестровым коллективом и дирижером была не сложнейшая партитура, а легкая, развлекательная пьеса.

Новинкой программы явилась «Героическая поэма» А. С. Животова.

А. С. Животов известен как композитор, сочетающий в своем творчестве высокое мастерство с ясностью замысла, простотой и выразительностью музыкального языка. Его героическая поэма по образам и настроениям близка и понятна каждому из нас, потому что содержание её навеяно событиями и переживаниями эпохи Великой Отечественной войны. Героическая тема взята композитором не прямолинейно. Она вырастает из тематического комплекса, в котором народная скорбь, решимость, волевое напряжение и подвиг воплощаются в простых и правдивых звуковых образах.

Мелодическое дарование Животова, ясность гармонического языка и свободное владение оркестровыми средствами позволили композитору создать произведение, в котором образ героя показан многогранно и ясно. «Героическая поэма» обнаруживает много черт, говорящих о том, что дарование Животова развивается и крепнет. Хочется отметить новую для него манеру оркестрового письма, ранее грешившего некоторой вычурностью, «эстетизмом» и внешней описательностью, а сейчас ставшего более строгим, подчиненным идейному замыслу произведения.

При всех несомненных достоинствах «Героической поэмы» следует, однако, указать на то, что в ней есть эпизоды расхолаживающие, снижающие динамику развития музыкальной мысли. При устранении этого недостатка «Героическая поэма» может занять достойное место в репертуаре симфонических концертов.

Выступление лауреата Сталинской премии заслуженного деятеля искусств профессора Д. Ф. Ойстраха лишний раз убедило в том, что в его лице мы имеем одного из самых ярких представителей советского исполнительского мастерства.

В трактовке Давида Ойстраха концерт Чайковского лишен налета сентиментальности и расслабленности, который нередко навязывают этому произведению некоторые исполнители. Наоборот, мужественная, волевая манера Ойстраха как нельзя лучше оттенила достоинства и своеобразие этого лучшего русского скрипичного концерта, в котором глубина мысли органически сочетается с виртуозным характером музыкальной ткани.

Первый симфонический концерт нынешнего сезона убедительно показал огромный рост исполнительского таланта Е. А. Мравинского, пользующегося заслуженной славой одного из выдающихся музыкальных деятелей нашей страны.

Советская общественность вправе ждать, что в этом сезоне Ленинградская Филармония направит всю свою творческую энергию на решение почетной задачи — пропаганды достижений советского симфонического творчества наряду с творчеством классиков русской и западноевропейской симфонической музыки.

Леонид Энтелис



Другие материалы

6 октября 1946

«Смена»

О концерте 5 октября 1946 в БЗФ
6 октября 1946

«Ленинградская правда»

О концерте 5 октября 1946 в БЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»