Персоны
Курт Зандерлинг
Биография
Зандерлинг Курт (Игнатьевич) – дирижер.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Причудливую географию судьбы Курта Зандерлинга определили исторические реалии ХХ века. Но свои мемуары дирижер, проживший почти сто лет, назвал так: «Другие делали историю, я делал музыку».
Зандерлинг только начинал карьеру, когда к власти в Германии пришли нацисты. Должность дирижера-ассистента Берлинской городской оперы сразу пришлось покинуть: выступать перед арийской публикой еврейским музыкантам было запрещено. А в 1935-м, выехав на гастроли в Италию, он получает извещение о лишении немецкого гражданства. Американскую визу он получить не смог, а в Москве в это время жил и работал на одном из заводов дядя Зандерлинга, немецкий инженер. В 1937-м дядю арестуют и отправят в ссылку. А пока он сможет прислать Зандерлингу приглашение и оформить документы на въезд.
«Второе февраля 1936 года – это была дата, которая разрубила мою жизнь пополам. Поезд прошел через ворота с лозунгом ‘’Пролетарии всех стран, соединяйтесь!’’. С этой минуты все изменится до неузнаваемости», – так Курт Зандерлинг позднее опишет начало нового периода своей жизни. В Советском Союзе он останется на 35 лет.
Курт Зандерлинг в библиотеке Филармонии в эвакуации в Новосибирске.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Работа с партитурой. Новосибирск, 1942 или 1943 год.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Молодой музыкант довольно быстро находит работу, его берет ассистентом венгр Георг Себастьян – в ту пору главный дирижер оркестра Московского радио. С Себастьяном Зандерлинг был знаком еще в Берлине. Теперь Зандерлинг помогает ему готовить с певцами Всесоюзного радио партии Моцарта – Себастьян представит в Москве четыре моцартовские оперы в концертном исполнении, а в 1937-м доверяет продирижировать оперой «Похищение из сераля» и своему ассистенту. О дебюте музыканта из Германии пишет «Советское искусство».
В том же 1937-м их пути с Себастьяном разойдутся: всем иностранцам, проживающим в СССР, предложено либо принять советское подданство, либо покинуть страну. Георг Себастьян уедет. Курт Зандерлинг после размышлений подаст документы на советский паспорт и тут же получит работу в Харьковском оркестре. Кроме Харькова он много дирижирует и в других городах, а в конце 1940 года[1] впервые встает за пульт ленинградского
Филармонического оркестра – коллектива, который Зандерлинг назовет «любовью с первого взгляда».
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
В Ленинграде музыканта застанет и начало войны: утром 22 июня 1941 года Зандерлинг репетировал симфонию Бетховена с оркестром Радиокомитета, позднее также вошедшего в состав Филармонии. Направления на эвакуацию дирижер не получает. С женой он уезжает в Алма-Ату, но работы и жилья нет. Зандерлинги живут на вокзале, меняют остатки вещей на продукты и держат при себе большую дозу снотворного на случай, если ситуация окажется совсем безвыходной. Здесь же, на вокзале, его разыщет служащий почты и вручит телеграмму: дирижера вызывают в Новосибирск, где находится в эвакуации Ленинградская филармония. О таком назначении можно было только мечтать и в мирное время. Сейчас же оно спасает Зандерлингу жизнь. Приехав в Новосибирск, он сразу попадает на репетицию Евгения Мравинского. С этого момента и долгие двадцать лет они будут работать с Заслуженным коллективом вместе. Близкими друзьями Мравинский и Зандерлинг не станут, но, определяя свои отношения с главным дирижером Ленинградской филармонии, Курт Игнатьевич скажет: «Мы друг другу доверяли». Именно Мравинский сумеет во второй раз спасти дирижера, когда в 1948 году, в период «борьбы с космополитами», его попытаются отстранить от работы в Ленинграде. Вместе с Шостаковичем Мравинский обратится к любимцу вождя, актеру Николаю Черкасову и тот сумеет замолвить слово за Курта Зандерлинга.
Филармонические программы Зандерлинга – и в Новосибирске, и в Ленинграде, поражают не только количеством – едва ли кто-то дирижировал на сцене Большого зала больше, чем он. В них читается невероятное желание, «жадность» до музыки, до работы с оркестром.
«Артистам оркестра Ленинградской филармонии с благодарностью на память о совместном музицировании. Курт Зандерлинг, 1957 г.»
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Казалось бы, как дирижер «немецкой школы», он должен был бы отвечать за западный репертуар. Но наряду с европейскими классиками и романтиками Зандерлинг много дирижирует русской музыкой: Чайковским, Глинкой,
Глазуновым, в 1950-е годы играет все три симфонии Рахманинова, еще в Новосибирске в его программах появляется Стравинский – Маленькая сюита и «Прибаутки». Там же в эвакуации Зандерлинг дирижирует Первой симфонией Шостаковича, а затем его фортепианным концертом, солирует автор. Знакомство перейдет в долгую дружбу, и в свой зарубежный период жизни Курт Зандерлинг станет одним из самых настойчивых пропагандистов музыки Шостаковича в Европе. Но в Ленинградской филармонии роли распределены довольно четко: симфониями Шостаковича, как премьерами, так и текущими исполнениями, дирижирует Евгений Мравинский. Зато еще в Новосибирске Зандерлинг «берет» на себя большинство концертов с солистами. Здесь, а затем в Ленинграде, с ним играет цвет советской исполнительской школы:
Давид Ойстрах,
Даниил Шафран,
Мария Юдина,
Святослав Рихтер,
Эмиль Гилельс, с которым Зандерлинг запишет все концерты Бетховена,
Яков Зак и
Лев Оборин,
Мария Гринберг и Белла Давидович, Мстислав Ростропович и Борис Гутников… Близкие дружеские отношения со многими из них Курт Игнатьевич сохранит и после отъезда из СССР.
Концерт 14 ноября 1950 года. Оркестр ЗКР, дирижер Курт Зандерлинг. Солистка Мария Гринберг.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Приглашение вернуться в Берлин пришло ему сразу после войны. Но из Ленинграда Зандерлинга не отпускают. Говорят, директор Филармонии заявил: «Мы не для того выигрывали войну, чтобы отдавать Германии лучших дирижеров». Казалось бы, жизнь музыканта вполне успешна. Его любят оркестранты и солисты, его обожает избалованная хорошими музыкантами ленинградская публика. Помимо крайне напряженного концертного графика в Филармонии, он успевает делать записи, в том числе и с московскими коллективами – в конце сороковых запишет с артистами Всесоюзного радио оперы Моцарта, которые когда-то ставил вместе с Георгом Себастьяном, в ленинградском МАЛЕГОТе дирижирует операми «Фиделио» Бетховена и «Летучим голландцем» Вагнера.
Концерт 19 апреля 1960 года. Оркестр ЗКР, дирижер Курт Зандерлинг. Солистка Анни Фишер (Венгерская Народная Республика).
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Но, вероятно, ни успех, ни многочисленные друзья и поклонники не давали Курту Зандерлингу чувствовать себя в России как дома. При всеобщем признании внутри страны дирижер оставался практически неизвестен за рубежом – на гастроли «советского музыканта немецкого происхождения» выпускали неохотно. В 1956-м во время первых гастролей Заслуженного коллектива по Европе ему наконец-то удалось выступить в городе своей юности – в Берлине. На концерт из Лондона приезжает его мать – она никогда не видела Курта за дирижерским пультом.
Неофициальная встреча с коллегами и администрацией филармонии перед отъездом в ГДР, 1960 год.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
В Германию, разумеется, Восточную, Зандерлингу разрешат вернуться в 1960 году. 16 мая он дает в Большом зале последний концерт как штатный дирижер Филармонии. Под его управлением Симфонический оркестр (второй) исполняет Бранденбургский концерт №3 Баха, Первую симфонию Шумана, Давид Ойстрах солирует в Концерте Бетховена. Свидетели этого прощального вечера вспоминают, как зал стоя аплодировал музыканту, сцена была буквально завалена цветами, а слушатели из зала кричали: «Оставайтесь, Курт Игнатьевич!» Позднее, в письмах из Берлина он признается:
«Сердце мое бьется не так ровно, потому что половина его осталась в Ленинграде…»
После концерта 16 мая 1960 года, последнего в Филармонии перед возвращением Курта Зандерлинга в ГДР.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Из Советского Союза Зандерлинга не просто «выпустили», а направили на важную должность. За несколько лет до этого в ГДР был создан Берлинский симфонический оркестр (ныне – Оркестр Концертхауса). В Западном Берлине существовал коллектив с таким же названием, но, главное, здесь работал знаменитый Берлинский филармонический оркестр, который возглавлял Герберт фон Караян. Советскому начальству хотелось, чтобы оркестр ГДР прославился не меньше своих западных конкурентов.
Под руководством Курта Зандерлинга коллектив действительно достиг признания, в том числе благодаря сотрудничеству с солистами из СССР. С ними дирижер выступает и в Ленинграде, куда приезжает на гастроли почти каждый год. Под управлением Зандерлинга-гастролера в Большом зале звучит преимущественно западная, австро-немецкая музыка: симфонии Бетховена, Брамса, Брукнера,
Хиндемита (Симфония Serena), Малера (его симфонию № 9 Зандерлинг дважды исполняет осенью 1982 года в цикле концертов к 100-летию Заслуженного коллектива). Но когда в 1976 году дирижер приезжает на несколько концертов вместе со своим Берлинским симфоническим оркестром, то включает в программу и Десятую симфонию Шостаковича.
Берлинский симфонический оркестр (Германская Демократическая Республика) 10 октября 1976 года, дирижер Курт Зандерлинг.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
1982 год.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Ленинградская публика Задерлинга всегда ждала. В один из его приездов, в 1962-м, дирижер получил необычный подарок от поклонников: перепечатанные программы его концертов за весь «советский» период. Переплетенные вместе, они составили они составили три довольно толстых тома!
"Титульный лист" рукописной книги. Тушь, перо.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Последний визит Зандерлинга в Ленинград состоялся в 1984 году. На сцене Большого зала Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр исполнил Четвертую симфонию Брукнера и фортепианный концерт Моцарта, солировал Эмиль Гилельс. После этого Зандерлинг продолжал дирижировать еще почти двадцать лет – в Берлине и в других городах Германии, в Англии, Франции, Бельгии и США. В первую годовщину объединения Германии именно его пригласили продирижировать симфонией Брамса в концертном зале Западного Берлина. После падения Берлинской стены каждый новый сезон застает маэстро за пультом оркестра Лос-Анджелеса или Мадрида, Токио или Чикаго… С Лондонской Филармонией он записывает цикл симфоний Бетховена, с Дрезденской капеллой – симфонии Брамса, с оркестром ВВС – Брукнера, Малера, Шостаковича...
Промо-открытка артистического агентства "Norman McCann", Лондон.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Но в Ленинград-Петербург Курт Игнатьевич больше не приезжал. Здесь нередко выступает его старший сын Томас Зандерлинг, который родился в Новосибирске и вырос в Ленинграде. А осенью 2011-го, всего через несколько месяцев после смерти Курта Зандерлинга, на сцену Большого зала вышел и младший сын, также дирижер – Михаэль Зандерлинг, родившийся уже в Германии. В интервью после концерта Михаэль сказал, что отец никогда не говорил дома в Берлине по-русски, но никогда не забывал и о том, что именно встреча с Оркестром Ленинградской филармонии сделала из него того, кем он стал.
О. Р.
Концерты
-
12 января 1941
(рукопись)
Симфонический концерт
Дирижер – Курт ЗандерлингМоцарт. Увертюра к опере «Похищение из Сераля». Концерт для флейты и арфы с оркестром. Бетховен. Увертюра «Леонора» № 3. Концерт для фортепиано с оркестром № 1
-
22 марта 1941
Симфонический концерт
Дирижер – Курт ЗандерлингВебер. Увертюра к опере «Оберон». Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром. Шуберт. Симфония № 7
-
20 апреля 1941
8-й концерт 1-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Курт ЗандерлингВивальди. Concerto grosso. Шуман. Концерт для виолончели с оркестром. Р. Штраус. «Так говорил Заратустра»
-
27 декабря 1941
(программка)
Симфонический концерт
Дирижер – Курт ЗандерлингСметана. Симфоническая поэма «Влтава». Моцарт. Симфония № 40. И. Штраус. Увертюра к оперетте «Летучая мышь». Вальс «Венская кровь». Полька-пиццикато. Вальс «Розы с юга». «Персидский марш»
-
3 января 1942
(анонс на обороте программки 27 декабря, рукопись Е. М. Зингера)
Симфонический концерт
Дирижер – Курт ЗандерлингЧайковский. Симфония № 5. Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»
-
28 января 1942
(анонс на обороте программки 21 января)
Симфонический концерт
Дирижер – Курт ЗандерлингВ программе: Шуберт, Штраус (без указания произведений)
-
3 февраля 1942
(программка)
Симфонический концерт
Дирижер – Курт ЗандерлингШуберт. Симфония № 7. Увертюра к оперетте «Цыганский барон». Вальс «Утренние газеты». Полька-пиццикато. «Коронный вальс». Увертюра к оперетте «Летучая мышь»
-
7 февраля 1942
(программка)
Вечер французской музыки
Франк. Симфония ре минор. Сен-Санс. Концерт для виолончели с оркестром. Равель. «Болеро»
-
15 февраля 1942
(рукопись Е. М. Зингера, анонс на обороте программки 8 февраля)
Вечер романтической музыки
Глинка. «Арагонская хота». Вальс-фантазия. Ария из оперы «Руслан и Людмила». Бизе. Ария из оперы «Кармен». Чайковский. «Итальянское каприччио». Шуберт. Увертюра из музыки к пьесе «Розамунда». Мендельсон. Музыка к комедии «Сон в летнюю ночь»
-
7 марта 1942
(программка)
Симфонический концерт
Дирижер – Курт ЗандерлингБерлиоз. Увертюра к опере «Бенвенуто Челлини». Гайдн. Концерт для виолончели с оркестром. Бетховен. Симфония № 6 «Пасторальная»
-
21 марта 1942
(программка)
Симфонический концерт
Дирижер – Курт ЗандерлингЧайковский. Серенада для струнного оркестра. Хачатурян. Концерт для фортепиано с оркестром. Глазунов. Симфония № 4
-
25 марта 1942
(программка)
Симфонический концерт
Дирижер – Курт ЗандерлингШуберт. Симфония № 7. И. Штраус. Увертюра к оперетте «Цыганский барон». «Коронный вальс». Вальс «Радуйтесь жизни». Полька «Трик-трак». Вальс «Утренние листья»
-
4 апреля 1942
(программка)
Симфонический концерт
Дирижер – Курт ЗандерлингБрамс. Симфония № 3. Шуман. Концерт для фортепиано с оркестром. Берлиоз. Увертюра к опере «Бенвенуто Челлини»
-
18 апреля 1942
(программка)
Симфонический концерт
Дирижер – Курт ЗандерлингШостакович. Симфония № 1. Григ. Концерт для фортепиано с оркестром. Чайковский. «Итальянское каприччио»
-
26 апреля 1942
(программка)
Вечер славянской музыки
Сметана. Симфоническая поэма «Влтава». Чайковский. Концерт для фортепиано № 1. Дворжак. Два славянских танца
-
5 мая 1942
(рукопись Е. М. Зингера, г. Новосибирск)
Симфонический концерт
Дирижер – Курт ЗандерлингШуман. Симфония № 1 «Весенняя». Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 5. Лист. Венгерская рапсодия № 12
-
9 мая 1942
(программка)
Симфонический концерт
Дирижер – Курт ЗандерлингШуман. Симфония № 1 «Весенняя». Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 5. Лист. Венгерская рапсодия № 12
-
17 мая 1942
(программка)
Вечер развлекательной музыки
В программе: Обер, Чимароза, Моцарт, Брамс, И. Штраус
-
23 мая 1942
(программка)
Симфонический концерт
Дирижер – Курт ЗандерлингЧайковский. Увертюра-фантазия «Гамлет». Моцарт. Симфония № 40. Боккерини. Концерт для виолончели с оркестром. Стравинский. «Маленькая сюита»
-
31 мая 1942
(программка)
Симфонический концерт
Дирижер – Курт ЗандерлингВебер. Увертюра к опере «Волшебный стрелок». Моцарт. Концерт для флейты и арфы с оркестром. Обер. Увертюра к опере «Фра-Дьяволо». Верди. Ария из оперы «Риголетто». Пуччини. Ария из оперы «Мадам Баттерфляй». Равель. «Болеро»